Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Варка
После замешивания тесто выпекают. Тот, кто делает это в шабат, нарушает закон Торы. Несмотря на то, что понятие вы
пекания относится, как правило, к тесту, варка, жаренье, запекание также включаются в эту мелаху1. Не имеет значения, варят ли на открытом огне, или на чем-либо, что нагревается от огня и называется толадой огня: в любом случае это называется «варкой» и делающий это в шабат нарушает запрет Торы2.
Тот, кто нагревает металл, плавит воск, высушивает в печи кусочек дерева и т.п., совершает производное от мелахи варки действие и нарушает запрет Торы, если делает это в шабат3. Общее правило, будь то размягчение твердого тела на огне или превращение мягкой вещи в твердую, — делающий это виновен, как совершивший мелаху варки (по выражению Рамбама)4. Некоторые добавляют, что перемешивающий стоящее на огне совершает толаду варки, даже если перемешивание не способствует варке, см. ниже5.
Как в других субботних мелахот, не виновен тот, кто не довел мелаху до конца, так при варке не виноват тот, кто не довел ее до конца. Что же называется завершением мелахи в варке? Пока еда не станет пригодной в пищу. Но тем не менее есть у нас традиция, что нет необходимости довести продукт до состояния, когда его изначально сможет есть любой человек. Достаточно, если он будет пригоден для еды в случае нужды (т.е. той частью людей, которая не желает ждать, пока еда полностью сварится). Доведший варку в шабат до такого состояния нарушает запрет Торы, а такая еда на языке мудрецов называется «едой Бен Друсай». Такое название подобная степень неполной готовности получила по имени одного евшего в поспешности разбойника, у которого не было возможности ждать, пока еда сварится полностью6. И поскольку существуют люди, которые едят такую недоваренную еду, относительно законов шабат такая еда считается сваренной. Есть расхождения во мнениях, что считать «едой Бен Друсай»: сваренную на треть готовности или на половину7? И в любом случае принято устрожать8.
Как мы уже писали, несмотря на то, что человек нарушает запрет Торы за совершение мелахи варки только, когда варка делает еду пригодной для потребления, и все то время, пока еда еще не готова, он не виновен, тем не менее запрет нарушается с того момента, как температура варева достигла уровня яд со-ледет, когда рука отдергивается от жара9. Есть утверждающие, что температура яд соледет — это примерно 400С, а есть полагающие, что это такая температура горячего напитка, при которой человек не может выпить его залпом, а вынужден делать перерывы между глотками10, чтобы не обжечься.
Для совершения мелахи варки не обязательно сварить все варево до конца: достаточно способствовать каким-то образом процессу варки, что тоже является нарушением запрета. Например, запрещается ускорить варку, приблизив кастрюлю к источнику огня. И хотя процесс варки был бы завершен и без того, чтобы подвинули кастрюлю, сейчас он пойдет быстрее и сделавший это в шабат нарушает закон Торы11.
Поэтому, если на огне стоит кастрюля, в которой еще не закончила вариться еда, запрещено вынимать из нее что-либо, так как это ускоряет варку. И если вода в баке не закипела, запрещено брать из него воду, так как после этого вода нагреется и закипит быстрее. В связи с этим запрещено покрывать кастрюлю, еда в которой еще не сварилась, так как известно, что это тоже ускоряет варку11. Мы видим, что ускорение варки запрещено из Торы, следовательно, нужно быть очень осторожным и строго следить за тем, чтобы не вынимать ничего из стоящей на огне кастрюли, пока не будет абсолютно ясно, что ее содержимое полностью сварено. То же относится к покрыванию кастрюли в случае, если покрытие сняли и хотят вернуть его на кастрюлю: если не очевидно, что еда в кастрюле сварилась, запрещено накрывать ее. Запрещено также помешивать содержимое кастрюли, которое еще полностью не сварено, потому что это тоже ускоряет варку, и сделавший это — нарушает запрет Торы. Как мы уже писали выше, есть поским, запрещающие мешать содержимое кастрюли, даже когда процесс варки полностью завершился12.
Тора запретила нам не только варку непосредственно на огне, но и на любом предмете, перенявшем жар огня (толадат эш). Например, тот, кто ставит кастрюлю с едой на сильно разогретую металлическую поверхность, совершает мелаху варки. И опускающий в кипящую воду продукт, чтобы тот сварился в ней, нарушает запрет Торы. Этот закон не проводит никакого различия в том, каким образом совершена варка: непосредственно огнем или нагретым им предметом. В обоих случаях человек нарушает запрет Торы варить.
Разрешено Торой варить в шабат с помощь солнца, например, положить на солнце яйцо, чтобы оно сварилось14. Но нельзя пользоваться нагретым солнцем предметом (толадат хама), например, положить яйцо в нагретый на солнце песок с тем, чтобы оно сварилось. И хотя в этом нет запрета Торы, однако здесь действует запрет мудрецов15. Они ввели этот запрет из-за того, что можно легко перепутать предмет, нагретый солнцем, с аналогичным предметом, нагретым огнем16.
Варить в шабат запрещено только те продукты, которые варка улучшает. Варить же продукты, которые варка не улучшает, например фрукты, Тора не запрещает17. Тем не менее иногда варка таких продуктов запрещена мудрецами18. Кипячение воды в шабат запрещено Торой, несмотря на то, что вода пригодна к употреблению, как до кипячения, так и после него, поскольку кипячение заметно улучшает качество воды19.
Не запрещено варить то, что уже было сварено. Если продукт был полностью сварен до начала шабата, разрешено разогревать его (но лишь описанным ниже разрешённым способом). Но если продукт не доварен до конца, даже если он сварен до состояния «еды Бен Друсай», запрещено доваривать его в ша-бат20. Не к каждой еде относится это разрешение «варки после варки». Мы различаем здесь между продуктом сухим, жидким, печёным и т.д., как объясняется ниже.
Если сухая еда сварена полностью, то даже если она остыла окончательно, нет никакого запрета на ее повторное разогревание21, поскольку мы считаем, что первая варка еще сохраняет свою силу. Тем не менее мы говорим, что хотя «нет варки после варки», есть «запекание и жарение после варки». Поэтому запрещается разогревать уже сваренный продукт путем запекания или жарения22.
В жидкой еде есть «варка после варки», но только если она полностью остыла. Но все то время, пока она теплая, и в жидкой еде мы говорим, что «нет варки после варки»23. Но не все поским согласны с этим мнением, и есть такие, что не разделяют между сухой и жидкой едой. Те, кто разделяют между сухой и жидкой едой, считают, что эти два вида еды сильно отличаются друг от друга. В жидкой еде ее теплота является одним из назначений варки. И когда еда полностью остывает, результаты первой варки полностью аннулируются. Поэтому вторичный ее нагрев приводит к совершению мелахи варки24.
Но поскольку есть ришоним (комментаторы Талмуда X-XV веков), которые облегчают в этом вопросе, то иногда, когда имеется еще какое-то облегчение, мы присоединяем к нему мнение этих облегчающих, считающих, что и к жидкой еде относится принцип «нет варки после варки»25. Поэтому если жидкая еда еще не остыла полностью и в ней сохраняется немного тепла от первой варки, так что ее еще можно есть в качестве теплой еды26, постановили, что в этом случае «нет варки после варки»27. И есть еще законы, к которым присоединяется мнение облегчающих, говорящих, что даже и в жидкой еде «нет варки после варки» (см. ниже). (А можно ли разрешить делать это с помощью нееврея, следует спросить раввина27б.)
Какая еда называется жидкой? По этому поводу есть разногласия: имеем ли мы в виду консистенцию еды до нагрева или после нагрева? Т.е. сухой продукт, который растворяется после варки, как например, растворимый кофе или молочный порошок: считать ли его сухим — и тогда «нет варки после варки», или, поскольку после варки он становится жидкостью, относимся к нему как к жидкой еде — и тогда по отношению к нему «есть варка после варки» и запрещается его разогревать вторично. (И возможно, по этой причине сначала наливают воду, а потом кладут в него растворимый кофе и сахар, а не наоборот.)28
Так же, как нет варки после варки, так нет выпекания после выпекания или жарки после жарки. (Выпеканием /афия/ мы называем приготовление еды в печи или духовке, жарением / цлия/ — жарение на открытом огне) Но, как мы уже говорили выше, есть варка после выпекания и варка после жарки. Следовательно, испеченную или жареную еду запрещено подогревать в шабат путем варки. В связи с тем, что не все комментаторы согласны с этим утверждением, в случае особой необходимости иногда разрешают подогревать таким способом, но прежде необходимо проконсультироваться с раввином29 (см. источники).
Относительно зажаренной в масле еды мнения мудрецов разошлись: приравнивать ли ее к вареной или к жареной еде? Если считать ее вареной, то разрешается повторно разогревать ее путем варки. Но если считать ее жареной, то будет запрещено подогревать ее путем варки30.
Сваренное в большом количестве масла, например жареная лапша или манделэх (шкедей марак), считается вареным и не запрещено разогревать его в шабат путем варки. Поэтому разрешается класть его в горячую еду, как и прочие сухие продукты31.
Необходимо иметь в виду, что, несмотря на то что в тех случаях, когда действует правило «нет варки после варки», и поэтому разрешается подогревать сухую сваренную еду, положив ее в кастрюлю, снятую с огня, расположив вблизи от огня и даже положив сверху на кастрюлю, стоящую непосредственно на огне, запрещается тем не менее ставить ее непосредственно на огонь, даже если огонь покрыт. Этот закон похож на закон, запрещающий возвращать даже на покрытый огонь кастрюлю, которую уже сняли с огня без намерения возвратить, как будет разъяснено ниже.
Некоторые продукты варятся быстро и легко, будучи помещены в «первый сосуд», даже снятый с огня. А есть такие, что полностью свариваются во втором (или даже в третьем) сосуде и становятся пригодными к употреблению (например яйца или листья чая). Таким образом, легко можно нарушить запрет варки, даже не разжигая огня. Подобные продукты называются легковаримыми (калей бишуль)33. Есть также продукты, которые и в помещении в горячую воду не нуждаются, а достаточно им того, что льют на них горячую воду (например соленая рыба, которая не пригодна к употреблению, пока ее не промоют горячей водой). Соответственно, это делать в шабат запрещено34. (Некоторые авторитеты добавляют к этому также запрет отмачивать соленую рыбу в холодной воде, если посредством этого рыба становится пригодной к употреблению35а.)
Наши мудрецы, благословенна их память, сделали несколько гзерот (постановлений) в области варки. Иногда, чтобы не пришли к нарушению запрета варки, иногда, чтобы не выглядело так, как будто варят (чтобы не взяли с этого пример)35б, иногда из-за опасения, что решат поправить огонь и совершат запрещённую мелаху зажигания.
Так запретили ставить перед началом шабата кастрюлю с недоваренной едой на огонь с тем, чтобы еда доварилась после наступления шабата. И это называется «оставлением» (ше»ия). Несмотря на то что с точки зрения мелахи варки нет причин для данного запрета, так как в сам шабат не совершается никакой запрещённой мелахи (ведь разрешается же в других мелахот создавать ситуацию, при которой мелаха будет сама собой заканчиваться в шабат), все же здесь в варке есть отличие: мудрецы опасались, что, если, приступая вечером в шабат к трапезе, найдут еду еще не готовой, решат прибавить огня и тем самым нарушат запрет мелахи зажигания огня35в.
Также запретили возвращать кастрюлю на плиту даже в случае, если пища в ней полностью готова и даже если пища в кастрюле еще кипит, и, соответственно, не может совершиться мелаха варки, и по мнению всех поским нет запрета «варки после варки». И все это из соображений некоей гзеры, как будет описано ниже в законах «возвращения». И это назвали «возвращением» (хазара).
Также запретили перед началом шабата укутывать кастрюлю в какой-нибудь материал, добавляющий тепло в еду. Это запрещено, даже если пища полностью готова и вся цель этого действия исключительно сохранение тепла. В сам же шабат запретили укутывать кастрюлю даже в материалы, не добавляющие тепла, способные лишь сохранять уже имеющееся тепло. И все это в силу некоей гзеры, которую мудрецы видели правильным постановить (дополнительное объяснение см. ниже, в п.17).
Еще мудрецы запретили ставить какой-либо запрещённый к варке продукт в место, где его температура может дойти до уровня яд соледет бо, даже если собираются убрать его оттуда до достижения этой температуры36. То есть запрещено ставить рядом с огнем или на кастрюлю, стоящую на огне, или помещать в «первый сосуд» (даже снятый уже с огня) холодный продукт, который запрещено варить (например холодную воду и т.п.) даже с целью чуть-чуть подогреть его и затем убрать, если температура еды в этом месте может, в принципе, достигнуть уровня яд соледет бо. Почему это запретили? Из опасения, что забудут убрать продукт оттуда37 и произойдёт варка. Все же, видимо, можно облегчить и разрешить поставить сваренную жидкую еду в подобном месте с целью немного ее подогреть, если собираются снять этот продукт оттуда до того, как он нагреется до температуры варения, хотя мы и считаем, что есть «варка после варки» в остывшем жидком продукте. Причина возможности такого облегчения в том, что и без того есть мнение, что вообще нет «варки после варки» в жидком сваренном продукте38. (Есть также ришоним, разрешающие доводить застывшую еду до комнатной температуры, если собираются ее вовремя отдалить от источника тепла.)
Существует несколько степеней нагрева, различных самих по себе и различных с точки зрения запрета варки в шабат:
(А) Первый сосуд на огне (или снятый с огня, который собираются возвращать)
Любой продукт, который запрещено помещать в шабат на огонь, запрещено также помещать и в первый сосуд, находящийся на огне. Данный запрет действует не только в случае, если сосуд находится на плите в момент, когда туда попадает продукт, но даже если он снят с огня и его собираются вернуть туда снова. И нет разницы, идет ли речь о готовом или не готовом еще продукте, и даже если он сухой, и даже если он еще горячий и нет в нем запрета варки — поскольку запрет здесь не с точки зрения варки, а с точки зрения запрета возвращения (как уже упоминалось выше в п.8 и 10, и будет объяснено ниже в законах возвращения39). См. выше, где было проведено разделение между помещением продукта непосредственно в первый сосуд или помещением на него, что называется помещением рядом с огнем, что разрешено при сухом сваренном продукте. Также испечённый или жареный на огне продукт разрешается класть на кастрюлю, стоящую на огне (нагревание без жидкости не называется «варкой»). Также разрешается поместить туда жидкую и еще не остывшую еду. Но жидкий, полностью сваренный и уже остывший продукт, а также даже сухой продукт с жидкой подливкой, если он остыл, запрещено помещать туда.
(Б) Первый сосуд, снятый с огня (который не собираются возвращать)
Уже упоминалось, что еду, к которой не относится понятие варки, разрешается помещать только в первый сосуд, который уже снят с огня и который больше не собираются туда возвращать. В то время как еду, к которой относится понятие варки, нельзя помещать в такой сосуд, потому что «первый сосуд варит, даже будучи снятым с огня». И даже только для того, чтобы чуть-чуть подогреть ее, то есть с намерением убрать оттуда до того, как ее температура достигнет уровня яд соледет бо, также запрещено40.
Однако это запрещено только в случае, когда еда, помещаемая в первый сосуд, или даже маленькая ее часть41 смогут нагреться до температуры яд соледет бо; в противном случае можно поместить туда любой продукт. Поэтому в такой первый сосуд разрешается налить большое количество холодной воды, которая ни при каких условиях не нагреется до температуры яд соледет бо42. Само собой разумеется, что всю воду надо выливать одновременно: ведь если делать это порциями, то первая порция нагреется до того, как следующая попадёт в первый сосуд, и чем нам поможет тот факт, что вся вода, в конце концов, остынет — ведь в начальный момент уже произошла «варка»43. И разрешается также поместить в подобный первый сосуд бутылку с питьем (или едой), если она не сможет нагреться там до температуры яд соледет бо44.
Вследствие того, что запрещено наливать холодную воду в первый сосуд, если есть вероятность, что она там нагреется до температуры яд соледет бо, не следует открывать в шабат кран горячей воды, чтобы использовать водопроводную горячую воду. И это не только в случае, когда нагревающий воду огонь продолжает гореть, то есть открытие крана влечет за собой «варку» вновь поступившей в нагревательный бак холодной воды вместо взятой горячей. Открывать кран горячей воды запрещено и после того, как огонь потух, так как поступающая холодная вода нагревается от находящейся в баке горячей воды и неизбежно «варится» ею45. (В) Ложка, которую вносят в первый сосуд
Если ложка, вносимая в первый сосуд, чтобы взять из него еду, нагревается после пребывания там в течение некоторого времени до температуры самого первого сосуда, она приобретает статус первого сосуда даже после того, как ее вынули оттуда. И возможно ее разрешается и возвратить вместе с содержимым обратно в первый сосуд, даже если собираются поставить этот сосуд на огонь46. Но если ложка находилась там короткое время, то к ее содержимому прилагается устрожение первого сосуда (т.е. запрещается положить его на то, на что запрещено выливать содержимое первого сосуда) и устрожение второго сосуда (т.е. запрещается возвращать ее содержимое в первый сосуд, по мнению устрожающих в возврате еды из второго сосуда в первый)47.
Тем не менее иногда такой ложке дается статус второго сосуда. Так сосуд, в который выливают содержимое ложки, получает статус третьего сосуда, и поэтому разрешается положить в него (в тарелку, куда ложкой положили чолнт) хлеб и т.п. (см. ниже в этой главе параграф Д)46
Струя, изливающаяся напрямую из первого сосуда, называется ируй. Все время, пока содержимое первого сосуда не окажется во втором сосуде, оно имеет статус первого сосуда, и таким образом, на все, что запрещено помещать в первый сосуд, снятый с огня, запрещено также лить из первого сосуда, так как ируй также в какой-то степени варит48. Следовательно, когда еда или напитки, к которым относится запрет варки, находятся в посуде, нельзя ничего лить на них из первого сосуда, если есть вероятность, что эта еда или напиток нагреются до температуры яд соледет бо (даже на секунду)49. Соответственно, если хотят положить на тарелку чолнт и продукт, которого касается запрет варки, то следует сначала положить чолнт.
Поэтому принято вытирать посуду после мытья прежде, чем налить в нее что-либо из первого сосуда, чтобы ируй не нагрел оставшуюся в нем воду. Но постфактум, если вытереть досуха невозможно, например бутылку с узким горлышком, через которое невозможно достать до донышка, можно разрешить налить и без вытирания, предварительно вытряхнув из бутылки все оставшиеся капли50.
Разумеется, на уже сваренную и еще неостывшую жидкость разрешено лить из первого сосуда, поскольку в неостывшей жидкости нет «варки после варки». Если же подобная жидкость уже остыла, хотя мы и запрещаем помещать ее в первый сосуд, тем не менее нет необходимости устрожать так же, как в жидкостях, не варенных вообще, и обязывать вытирать ее (так как и без того есть мнение, что и в жидкой еде нет «варки после варки», как было упомянуто в п.8). Достаточно того, что вытряхивают из сосуда все капли51.
Тот сосуд, в который попадает еда (после ируя из первого сосуда) называется «вторым», и все законы первого сосуда уже не имеют к нему отношения, так как, даже если еда еще горяча, вариться там она уже не может52. Законы второго сосуда менее строги, чем первого, вследствие того, что еда уже немного остыла из-за стенок сосуда, в который его поместили. Все это можно сказать только о еде, на которую влияет холодная стенка сосуда, например о напитках и тому подобном, которые касаются всей поверхности стенки. Что же касается твердых продуктов, таких как куски мяса, картошка, рис и т.п., на них, несмотря на то, что они находятся во втором сосуде, стенки не могут повлиять, ведь холодный сосуд может охладить только в месте соприкосновения, а это очень малая часть куска, поэтому подобные виды пищи имеют статус первого сосуда (однако только как устрожение)53. Все же твердая еда, находящаяся в какой-либо жидкости, например мясо в соусе, получает статус второго сосуда54. Возможно, данное устрожение насчет твердых продуктов распространяется также и на третий сосуд.
Какие законы касаются такого второго сосуда? Разрешается помещать в него любой продукт, не относящийся к разряду легко варящихся55 (которые могут успеть свариться и во втором сосуде), так как в отношении последних запрет варки распространяется и на второй сосуд. Поэтому запрещено помещать во второй сосуд яйца, соленую рыбу и тому подобные продукты (см. выше п.9). Также не принято класть хлеб, сухари, мацу и Вследствие того, что существует большое количество легко варящихся продуктов и трудно определить относится ли данный продукт к этой категории, есть мнение, что следует избегать попадания во второй сосуд любой еды, в которой возможна варка (кроме воды58). Все же можно облегчить и положить во второй сосуд жидкий готовый продукт даже после того, как он уже остыл59 (некоторые устрожают и в этом60). Тем, кто льет некипяченое молоко, а также другие напитки, как лимонный сок, и даже кладет сам лимон61 во второй сосуд, есть на кого опереться. И хотя многие устрожают в этом62, есть поским, разрешающие такое действие63. Положить же во второй сосуд пряности разрешается по всем мнениям64. И также разрешается подогреть во втором сосуде бутылку с некипяченой жидкостью. И даже твердую еду в бутылке разрешается поместить во второй сосуд, даже если еда нагреется там до температуры яд соледет бо, но только на условии, чтобы это не был явно легко варящийся продукт65. (См. ниже в законах укутывания, п.17, что не следует погружать бутылку в горячую жидкость полностью.)
Ируй из второго сосуда имеет те же законы, что и третий сосуд. Законы же третьего сосуда тем отличаются от законов второго сосуда, что разрешается помещать в него любые продукты, кроме тех, о которых точно известно, что они легко варящиеся66. Поэтому нельзя помещать яйцо в третий сосуд, если оно может нагреться там до температуры яд соледет бо67. Если же яйцо уже сварено и хотят лишь подогреть его, то разрешается сделать это только таким образом, чтобы оно не сварилось еще больше; то есть можно поместить его только в такой третий сосуд, температура которого не вызовет его дополнительной варки68.
Уже упоминалось, что чай считается легко варящимся продуктом, поэтому в шабат нельзя пользоваться чайными листами, которые не были до наступления шабата облиты кипятком69. И следовательно, даже в третьем сосуде запрещено использовать их, как и в случае с нагреванием яйца, которое мы запретили выше даже в третьем сосуде70.
Таким образом, необходимо приготовить чай накануне шаба-та, сделав заварку заранее71. Желательно также очистить заварку от чаинок, чтобы не подвергать себя опасности совершения работы отбора, когда в шабат захотят пить чай без чаинок (см. выше в законах отбора п.17). В соответствии с тем, что было написано в предыдущем пункте в законах второго сосуда (разрешается влить во второй сосуд кипяченую жидкость, даже если она уже остыла), следовательно, и здесь можно будет заливать даже охлажденную заварку во второй сосуд. Все же и в этом случае можно с легкостью следовать устрожающему мнению (приведенному там), поставив до наступления шабата заварку в место, где она не сможет окончательно остыть. И тогда уже по всем мнениям можно будет наливать заварку во второй сосуд72.
Если необходимо приготовить еще чай из тех же листьев, из которых сделали чай накануне шабата, следует изначально поместить их во второй сосуд, но не заливать их водой из первого сосуда73. В случае же большой необходимости можно залить их водой и из первого сосуда (если эти листья уже заливали раз кипятком накануне шабата), при этом следует проследить за тем, чтобы чаинки были сухие. Ибо, если в них будут остатки остывшей заварки, в которой есть «варка после варки», при заливании их водой из первого сосуда есть опасность совершения мелахи варки74.
Как уже отмечалось, во всем этом необходимо весьма остерегаться, чтобы не совершить мелаху отбора, в особенности, если чаинки еще находятся в пакетике (см. выше в главе об отборе — гл.12, п.17)
Выше уже упоминалось, что запрет помешивания в силе, даже если еда в кастрюле полностью сварена, и изначально мы стараемся следовать этому мнению. Поэтому стараются75, по возможности, снять, например, кастрюлю с огня, чтобы не вынимать ложкой еду из стоящей на огне кастрюли (из средней или нижней ее части), так как при этом перемешивают содержимое кастрюли. Несмотря на то, что некоторые поским устрожают и говорят, что существует запрет перемешивания даже в снятой с огня кастрюле, все же мы не устрожаем настолько, чтобы из-за этого запретить (даже изначально) зачерпывать из кастрюли, которая не стоит на огне (даже если собираются возвратить ее на огонь), так как не имеют при этом целью перемешать ее содержимое и достаточно того, что устрожают в самом перемешивании на огне76. Все это относится к вареву, которое в принципе перемешивают в процессе варки, но к воде и подобным ей вещам это не относится. Поэтому разрешается (даже изначально) зачерпывать половником или стаканом воду77 из стоящего на огне бака. (Нет запрета размешивания во втором сосуде89.)
То, о чем мы уже писали, что одни авторитеты запрещают помешивание даже в кастрюле, которая не стоит на огне, а другие разрешают, касается уже сваренной еды. Но если варка еще не закончена, то еду, по всем мнениям, запрещено перемешивать даже в кастрюле, которая не стоит на огне78. Поэтому запрещено взять что-либо из кастрюли с недоваренной едой, снятой с огня в шабат, таким образом, что это вызовет перемешивание, но необходимо сначала перелить еду в блюдо и брать ее лишь оттуда79.
Когда моют посуду в шабат горячей водой, разрешается делать это только во втором сосуде, и нельзя лить на нее горячую воду из первого сосуда (тем более запрещено мыть посуду в первом сосуде). Причина запрета в том, что в грязной посуде очень часто находится что-либо, в чем возможна варка, например недоваренная еда, остывшая жидкая еда, даже сваренная, и посредством ируя такие вещи варятся80. А если на посуде есть еще и остатки жира, то и из второго сосуда нельзя на них лить (горячую воду), так как вода растапливает жир, что запрещено делать в шабат, как упоминалось выше в мелахе молотьбы (гл.10, п.12). (Все же такую посуду разрешается мыть во втором сосуде, так как в этом случае жир растапливается сам собой81.) Сначала следует заполнить второй сосуд водой, а затем вливать жидкое мыло.
Разрешается мыть все то, что еще пригодится в данный ша-бат, причем сюда входит и то, относительно чего мы сомневаемся, будет ли это использовано в этот шабат82. Но нельзя мыть посуду для использования после шабата, так как запрещено готовиться в шабат к будням83. Тем не менее даже если еще имеется чистая посуда, которой не пользовались в шабат, не обязывают доставать именно ее, но разрешается помыть и грязную посуду, чтобы использовать ее еще раз. Но неправильно будет схитрить и помыть грязную посуду, если в будни не стали бы ее мыть, а достали бы чистую. Во всем этом следует остерегаться не утруждать себя действиями, в которых нет необходимости в данный шабат85.
Разрешается ли помещать грязную посуду в посудомоечную машину? Нет, если есть возможность убрать ее в другое место86. При отсутствии такой возможности можно разрешить помещать ее и в машину, но только не упорядочивая там для мойки после шабата89. (А если в машине находится чистая посуда, разрешается вынимать ее оттуда в шабат90).
Как и в других мелахот, запрещённых в шабат, в мелахе варки существует запрет амира ле-акум (просить нееврея сделать то, что запрещено еврею), и есть случаи, когда разрешается выполнять работу посредством нееврея, например, если идет речь о больном или ребенке. И при необходимости предварительно следует спросить об этом раввина86.
Как и в других мелахот, в варке в некоторых случаях запрещается пища, приготовленная евреем в шабат с нарушением, а также, если нееврей или ребенок сварили еду для еврея. Поэтому необходимо и здесь обратиться к раввину с вопросом87.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»