Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
1. Пахота
В эту мелаху включается любая обработка поля, будь то для посева, для выращивания трав и деревьев и ухода за ними, или даже для чисто декоративных целей. Также копание ям или выравнивание бугров в поле считается вспашкой (подобные действия в доме относятся к мелахе строительства). Сюда же относится удобрение почвы и освобождение ее от камней2. Среди перечисленных работ есть как авот, так и толадот3.
2. Борозда
Запрещено тащить (вне дома) какую-либо вещь, если она неизбежно оставит борозду4 (такую вещь и по каменному полу нельзя тащить, чтобы не разделять между различными видами полов9). Тем не менее, если возникновение борозды необязательно (см. гл.5 п.4), то тащить такую вещь можно. Все же разрешается ходить по мягкому грунту или песку, даже если в месте, куда ступает нога, образуется ямка. Поскольку эта ямка образуется в результате непреднамеренного вытеснения грунта или песка из-под ноги, в ее появлении нет запрета пахоты. Также разрешают идти по земле с детской коляской (там, где нет запрета переноса, например, в праздник или в месте, где есть эрув), хотя коляска делает при своем движении бороздки в земле (поскольку бороздки и здесь образуются за счет вытеснения земли или песка). Однако следует проявлять осторожность и не ходить там, где растет трава, если есть опасение, что при ходьбе часть травы будет вырвана.
3. Игра в орехи и т.п.
Мудрецы запретили в шабат играть в орехи на улице, так как для этой игры в будни обычно разравнивают почву, чтобы орехи лучше катились. Мудрецы опасались, что если разрешить играть в орехи и в шабат, забудутся и разровняют землю в шабат. Отсюда можем учить, что таков закон и в отношении маленьких шариков (гулот), которыми запрещено играть на улице8. (См. ниже гл.3. п.3, каков закон относительно игры в них дома).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»