Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Растения, Запреты в Субботу
Сеяние — первая из 39 мелахот. Несмотря на то что вспашка предшествует ей в полевых работах, Мишна ставит на первое место сеяние, так как в некоторых случаях приходится пахать и после посева.
1. Определение мелахи
Цель посева состоит в проращивании семян, поэтому запрещено не только собственно сеяние, но и всякое действие, способствующее росту растений. В их числе посадка саженцев, прививка, отводок (вегетативное размножение), прополка, подрезание, ибо все они способствуют росту растений или деревьев. Среди этих действий есть запрещённые как таковые (ав), а есть — из-за сходства с запрещённой мелахой (толада). Так же, как и в других видах работ, здесь следует остерегаться псик рейша (см. п.5 главы 5). Поэтому запрещено выбрасывать семена в том месте, где они могут прорасти, даже если это не входило в намерение. Так, если едят фрукты в саду, в месте, где могут расти растения, следует воздерживаться от бросания там плодовых косточек.
Поскольку способствовать росту запрещено, нельзя также изменять место нахождения растения, если на новом месте оно будет лучше расти. Поэтому запрещается переносить цветочный горшок с одного места на другое, где он будет расти интенсивнее, то есть выносить домашний цветок наружу или передвигать с тенистого места на солнечное, и наоборот, если это полезно растению и т.п.. При этом разрешается раздвинуть шторы, даже если в результате на цветок упадет солнечный свет, лишь бы только это не являлось изначальной целью.
2. Поливка
Поливка — еще одно действие, способствующее росту растений. Потому она включена в мелаху сеяния, и человек, производящий поливку в шабат, нарушает запрет Торы. Поэтому, если едят в месте, где могут прорасти семена, следует стараться не проливать никакой жидкости на землю. По этой причине некоторые воздерживаются в шабат от еды в саду в том месте, где есть растения и т.п. Например, если сукка стоит в месте, где растет трава, и ее крыша влажная после дождя, необходимо соблюдать осторожность, снимая крышу, чтобы скопившаяся на ней влага не пролилась на растения. Или, если хотят сесть на стул, который во время дождя стоял снаружи, и на нем собралось много воды, то его нельзя перевернуть и слить воду на землю, где могут прорасти семена. По той же причине многие не разрешают маленьким детям справлять нужду в местах, где могут появиться растения, так как считается, что это тоже способствует их росту.
Также запрещено ставить в воду цветы или ветки деревьев с цветами на них, так как есть опасение, что они могут распуститься в воде или это другим образом будет способствовать их росту. Если же нет такого опасения, то обычно разделяют между растениями, которые уже стояли в воде до шабата (в этом случае, если их вынимают из воды, разрешается вернуть их в ту же воду), и растениями, которые еще не были в воде, и их только собираются поставить, что запрещено. Также, если вы хотите поменять воду в шабат или даже просто добавить воды, что само по себе запрещено, следует спросить раввина.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»