Темы: Бенцион Меламед, Безопасность, Опасность, Ответственность, Любовь к ближнему
Творец заповедал нам установить ограждение на нашей крыше: «Когда будешь строить новый дом, то сделай ограду для крыши твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет, кому упасть с него» (Дварим, 22:8). Комментируя стих, Раши приводит объяснение Сифри: упадет тот, в отношении кого так постановил Небесный Суд — т.е. тот, кто совершил преступление, за которое ему полагается смертная казнь. И нельзя допустить, говорит Сифри, чтобы приговор Небес осуществился при твоем участии, поскольку добро творится при участии доброго человека, а злое — при участии злого. Этот стих сыграл важную роль в области практической алахи.
В приведенном стихе Творец дает нам повелительную заповедь и запрет: Творец приказывает нам устанавливать «маакэ» (ограду) на крыше и тут же запрещает нам «наводить кровь» на наш дом. Последнее это т.н. «общий» запрет, который обязывает нас предпринимать действия для
устранения любой ситуации, следствием которой может быть летальный исход для кого бы то ни было. Например, необходимо установить железные решетки на окна квартиры — ведь ребенок, не дай Б-г, может выпасть из него по причине своего любопытства.
Устранение опасности
Пишет Рамбам («Законы убийцы и защиты жизни», глава 11, алаха 4): «Человек обязан сделать не только ограду для крыши, но и построить ограждение в любом другом месте, где может существовать опасность для жизни. Например, около ямы или канавы во дворе, вне зависимости от того, есть ли в них вода, нужно создать ограждение высотой не меньше 10 “тфахим” (дословно кулаков, т.е. примерно 1 метр), либо закрыть их люком. И так необходимо действовать в отношении любой преграды, которая может привести к ситуации, опасной для жизни человека. На нас лежит повелительная заповедь устранить эту преграду, охранять себя от нее, и вообще применить все меры предосторожности, как сказано (Дварим, 4:9) “Только береги себя и береги душу твою очень…”, поэтому тот, кто не устранил препятствия, которые могут привести к опасности, преступил повелительную заповедь и нарушил запрет Торы “не наводить кровь”.»
Что еще мы понимаем под препятствиями? Например, неисправную лестницу, которую нельзя оставлять неотремонтированной, и злую собаку, которую нельзя держать в доме, о чем говорят мудрецы. Бааль а-Тания1 пишет («Шулхан Арух а-Рав», «Законы охраны тела и души», алаха 3):
«Злая собака — это не только та, которая кусает людей, но и та, которая бросается на людей с лаем, так как может привести беременную женщину к выкидышу». Более того, мудрецы прокляли того, кто держит злую собаку. Однако, если хозяин держит ее все время на привязи, то запрета нет. В пограничном городе можно выращивать собаку, поскольку она необходима для охраны от врагов. Днем ее обязаны держать на привязи, а ночью выпускать на волю. Собаку, которая не набрасывается на людей и не пугает их своим лаем, можно держать где угодно, и нет обязанности держать ее все время на привязи.
Как мы уже писали выше, тот, у кого в доме маленькие дети, обязан установить железные решетки на окна. Он должен следить за тем, чтобы ограды на балконе и на лестничной клетке были достаточно прочны. Также необходимо проверить, каково расстояние между перилами, чтобы ребенок не мог пролезть между ними.
В Нью-Йорке у меня не получилось с первого раза вставить вилку в розетку, поскольку пазы розетки были закрыты пластиковой заглушкой. Мне объяснили, что сначала надо подвинуть розетку вправо, а потом внутрь! Вот вам пример, насколько серьезно государство относится к безопасности детей.
Обратите внимание, нет ли у вас дома открытой розетки или оголенных проводов. Когда вы строите дом или пристраиваете к нему что-то, вокруг, как правило, скапливаются стройматериалы и мусор: камни, арматура, стекло. Мы обязаны оградить территорию, чтобы предотвратить несчастье.
Данный запрет обязывает нас обеспечить достаточное освещение везде, где это необходимо для безопасности семьи. Т.е. не только внутри квартиры, но и на лестничной клетке и в пролетах подъезда. В Шабат очень часто можно увидеть интересную ситуацию: горят субботние свечи, которые не влияют принципиально на ситуацию с освещением, поскольку в квартире включены электрические лампочки. При этом на лестничной клетке света нет вообще. В данной ситуации заповедь зажигания субботних свечей не будет считаться исполненной так, как подобает.
Велосипедист должен думать не только о себе, но и о других людях на дороге. Когда мы едем в кромешной тьме, а зачастую и при городском освещении, велосипедиста, не пользующегося катафотами, мы все равно просто не видим!
Важный общий принцип, которым в целом определяется отношение алахи к данному запрету, содержит в себе «Шулхан Арух», принимающий точку зрения Рамбама: запрещено создавать препятствия, которые могут привести к смерти человека. Однако, «Сефер а-Хинух» (заповедь 547) пишет, что запрет этот распространяется и на тех, кто своими преградами может привести к ущербу имущества человека. Поэтому, несмотря на то, что большинство законодателей следуют за Рамбамом, в книге «Двар Авраам» (часть 1, конец главы 37) утверждается, что человек обязан устранять любые зависящие от него причины, которые могут привести к ущербу другого человека. Доказательство: если Тора обязала нас вернуть потерю хозяину, то есть позаботиться об имуществе другого человека, тем более Тора ждет, чтобы мы не причинили ущерба имуществу ближнего. Именно так учит Гемара в трактате «Баба Кама» (лист 81), где написано, что заповедь возвращения потери включает в себя «возвращение человеку его тела». И речь не идет о ситуации опасной для жизни, поскольку в Гемаре рассматривается случай, когда человек заблудился между виноградниками, и на нас лежит обязанность помочь ему выйти к дороге тем самым мы исполним заповедь вернуть потерю хозяину («Арух ла-Нер», стр.73). И даже более того. Мы учим, что обязанность вернуть потерю лежит на нас еще до того, как вещь будет потеряна. (трактат «Бава Меция», лист 31, «Хошен Мишпат», глава 259). Если вы видите, что вода вышла из берегов и может залить поле соседа, а самого соседа нет на месте, то на вас лежит обязанность установить заслон на пути этой воды. И так же человек обязан дать показания в суде, с помощью которых истец сможет истребовать то, что ему полагается. Например, Шимон дал в долг Реувену, а Реувен отрицает факт долга. Расписки нет. Но Леви видел, как Реувен одалживал у Шимона, и знает, какую сумму он одолжил. В такой ситуации Леви обязан вмешаться и дать показания, не дожидаясь исхода судебного разбирательства (Хафец Хаим, Список запретительных заповедей во введении к книге «Аават Хесед» («Любовь к милосердию»), и также в «Законах сплетен», в начале правила 9).
Почему Тора выделила эту обязанность в отдельную заповедь? Разве это не один из частных случаев, которые входят в общий запрет «не навести крови на дом свой»?
Объяснение на этот вопрос дает «Хазон Иш»2 (сборник на «Хошен Мишпат», глава 18). Мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат «Хулин», лист 136) учат из требования Писания «установить ограду на крыше твоего дома», что нет заповеди устанавливать ограду на крыше синагоги, и нет даже запрета «не навести крови», поскольку написано, «не навести крови на дом свой». Спрашивает Хазон Иш, чем синагога «провинилась»? Ведь если люди пользуются ее крышей, а ограда на этой крыше не построена, то это опасно для жизни.
И более того, Мидраш учит, что вокруг ям и канав надо установить ограду, поскольку это место представляет опасность для окружающих. И несмотря на то, что случай с синагогой не попадает под требование «установить ограду на крыше твоего дома», на него все равно распространяется запрет «не навести крови на дом свой». Поэтому Хазон Иш приходит к следующему выводу: безусловно, на любой крыше, предназначенной для постоянного использования людьми, мы обязаны установить ограду. И эта обязанность вытекает не из заповеди «установить ограду на крыше твоего дома», а из запрета «не навести крови на дом свой».
В словах «установить ограду на крыше твоего дома» Тора дала нам дополнительную заповедь.
И речь в стихе идет именно о крыше жилого дома, и даже о той крыше, которая не используется постоянно. Казалось бы, если крыша не используется постоянно, то она ничем не отличается от дерева, на которое люди обычно не залезают, а если и залезают, то понимают, что необходимо соблюдать осторожность. И все же крышу дома Тора обязала оградить. Однако, если под крышей дома не живут люди, или площадь дома составляет меньше
4 кв.м, то обязанности устанавливать ограду нет. Поскольку это закон, установленный Торой, мы обязаны исполнять его только там, где это заповедала Тора. Именно поэтому человек, который не поставил ограду, в случаях, когда он не был обязан это сделать, не нарушает тем самым запрет
«не навести крови на дом свой».
В любом доме, которым мы постоянно пользуемся, и его площадь составляет больше 4 кв.м., мы обязаны установить ограждение, но не из-за заповеди «ограды», а чтобы устранить преткновение, которое может привести к смерти человека. Так, например, тот, кто построил у себя в доме второй этаж, на лестнице обязан установить перила, хотя установка перил и не является заповедью «ограда». Если у вас есть выход на крышу, где постоянно играют дети, — даже здесь ограждение, которое вы установите, не обязательно будет являться заповедью «ограда», поскольку это устранение опасности для жизни. И это очень важно знать, поскольку там, где речь не идет o заповеди «ограды», совсем не обязательно строить ограждение своими руками, и, конечно же, невозможно будет сказать благословение на исполнение заповеди «ограда».
Однако «Арух а-Шулхан» («Хошен Мишпат», глава 427) и «Мишна Брура» не согласны с мнением автора книги Хазон Иш, и считают, что только крыша, которая используется постоянно, требует установления ограды. И по если идти по их мнению, то вопрос «почему Тора выделила установление ограды в отдельную заповедь» останется открытым. По их мнению, именно на плоских крышах мы обязаны установить ограждение, а на покатых не обязаны, поскольку покатые непригодны для использования. Поэтому тот, кто не сделал никакого ограждения для крыши — одновременно нарушил запрет «не навести крови на дом свой» и не исполнил заповедь «установить ограду на крыше твоего дома».
Перейдем к перечню практических законов, связанных с исполнением заповеди «маакэ» («Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», глава 427):
Если крыша является общей для нескольких владельцев, обязанность оградить ее лежит на всех одинаково. В том случае, когда вы не владелец, а квартиросъемщик — обязанность лежит не на Вас, а именно на владельце.
Высота ограды должна быть не меньше метра. Тот, кто строит ограду своими руками, благословляет: «…освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам делать ограду». Если ограду
строит рабочий, и он является евреем, то он должен благословить: «…и дал нам заповедь устанавливать ограды», поскольку заповедь установить данную конкретную ограду не лежит на рабочем лично.
Будет правильно произнести благословение перед тем, как начать непосредственно строить ограду, несмотря на то, что ее установка может занять несколько дней. Но если до того, как начали строить, благословение не было произнесено, можно сказать его в середине строительства.
Однако, если строительство ограды закончено, то благословлять уже нельзя.
На установку ограды не благословляют «Шеэхеяну» («…что дал дожить нам до этого времени»), но если еврей строит ограду впервые в жизни, то есть мнение, что можно благословить. Однако лучше человеку этого все же не делать, а благословить на новый плод, который он еще не ел в этом году, имея в виду и ограду.
В случае, когда хозяин помещения намерен поручить поставить ограду рабочему-еврею, хозяину нужно благословить и тут же лично приступить к строительству ограды, т.е. начать строить. Благословлять нужно с намерением «вывести» в брахе и строителя, поскольку в обязанность строителя входит произнесение брахи перед началом исполнения заповеди (в случае, когда хозяин не благословляет), а поскольку хозяин благословил и начал строить, то рабочий браху не произносит. Сразу после первого действия хозяина рабочий может продолжить строительство. Если же рабочий нееврей, то он просто оставляет хозяину возможность достроить ограждение. Речь идет o минимальном объеме работы, без выполнения которого ограждение не считается отвечающим требованиям закона.
Обязанность устанавливать ограду относится лишь к тому дому, где фактически проживают люди, и лишь в том случае, если и квартира, и крыша принадлежат одному хозяину.
С любезного разрешения редакции журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.