Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
8. Мекалькель
Поскольку при рассмотрении законов шабата принимается во внимание млехет махшевет, то есть необходимо, чтобы действие приводило к какому-то улучшению, то в случае, когда оно, напротив, портит, мелаха не считается значимой, и тот, кто ее выполняет, патур. Таким образом, не нарушает запрета Торы тот, кто рвет одежду (если рвет не в гневе и не с целью перешивания, что считается исправлением) или разрушает какую-либо постройку (без цели построить другую — тогда это тоже исправление), поскольку его действия ничего не исправили, а лишь испортили. Тем не менее мудрецы запретили подобные действия16.
9. Давар шеэйно миткаем
Так как то, что делалось для Мишкана, могло существовать продолжительное время, то не нарушает запрета Торы сделавший в шабат работу, результат которой не может существовать значимое время17. Например, если человек пишет на предмете, который не просуществует долго, или быстро разрушающимся материалом, то он не нарушает запрета Торы. Точно так же и с другими работами. Тем не менее и здесь действует запрет мудрецов, несмотря на то, что Тора не запрещает подобные работы.
10. Митасек
Тот, кто совершает мелаху ненамеренно, т.е. в момент ее совершения он не знал, что делает мелаху, не нарушает запрета Торы. Скажем, забыв о том, что в кармане лежит какая-то вещь, человек выходит с ней из ршут аяхид (единоличного владения) в ршут арабим (общественное владение). Несмотря на то, что произведен законченный вынос из владения во владение, он не нарушил запрет Торы и не обязан даже принести грехоочистительную жертву, а считается непроизвольно совершившим работу (митасек). Тем не менее и здесь тоже действует запрет мудрецов, поэтому необходимо быть очень осторожным и внимательно следить за тем, чтобы не совершать работу даже непроизвольно.
11. Сделанное двумя
В случае, когда два человека вместе сделали работу, которую каждый из них мог бы сделать сам, или, если один20 начал делать работу, а другой ее закончил, оба птурим. Тем не менее и такое действие запрещено мудрецами.
с разрешения издательства Швут Ами
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»