Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Трапеза, Суббота, Еврейский закон, Биркат а-Мазон, Яков-Йехезкель Позен, Хлеб, Повелительные заповеди Субботы
1. Омовение рук
В некоторых местах существует обычай омывать руки до кидуша, а во многих других — после.
2. Лэхем мишнэ
Каждый раз, когда едят хлеб в шабат (даже если уже сделали три обязательные трапезы), необходимо сказать благословение на два целых хлеба и отъесть хотя бы от одного из них. Постановили это наши мудрецы, благословенна их память, чтобы мы помнили о мане (небесном хлебе), которого накануне шабата выпадало в два раза больше, чем в другие дни, как сказано: «И вот в шестой день собрали лэхем мишнэ (двойной хлеб)». И поэтому два хлеба называются лэхем мишнэ. И женщины обязаны исполнять заповедь лэхем мишнэ, потому что, как и в остальных заповедях шабата, мудрецы не разделили между мужчинами и женщинами(см. источники).
Тот, кто сам не преломляет хлеб, может выполнить заповедь лэхем мишнэ, послушав благословение преломляющего лэхем мишнэ(как и во всех случаях, когда выполняют заповедь, слушая благословение от другого человека, необходимо, чтобы и благословляющий и слушающий имели это в виду). И недостаточно здесь только съесть кусок от лэхем мишнэ, но необходимо слышать благословение преломляющего этот хлеб (и при этом иметь намерение выполнить заповедь через его благословение). И, как мы уже написали выше о кидуше, при произнесении благословения амоци на хлеб все должны сидеть на своих местах и внимательно слушать каждое слово.
3. Покрывание хал
Халы накрывают сверху и снизу (если они не лежат непосредственно на скатерти). Это тоже делается в память о мане, который ложился на землю между двумя покровами.
4. Как преломляют халы
Халы кладут одну на другую, держат их обе в момент благословения и преломляют (режут) всегда верхнюю халу, за исключением субботнего вечера, когда начинают с нижней халы.
(В пасхальную ночь, даже если она выпадает на шабат, преломляют верхнюю халу /мацу/). Принято помечать ножом (но надрезать нельзя нисколько) то место, где собираются потом резать. Вечером в шабат некоторые благословляющие располагают нижнюю халу немного ближе к себе, чем верхнюю.
5. Размер субботней трапезы
Изначально в каждую из трех трапез необходимо съесть немного более кевейца хлеба. Постфактум достаточно кезайит хлеба. Атмосфера за субботним столом должна соответствовать святости дня: нет ничего лучше, чем говорить за столом о недельном разделе Торы. Несмотря на то, что заповедано продлевать трапезу более обычного, необходимо следить за тем, чтобы это не привело к запрещённым разговорам.
6. Благословение после еды
Во всех субботних трапезах в благословении после еды перед словами Увнэ Йерушалайим обязательно говорят вставку, начинающуюся со слова Рцэ. Если забыли сказать Рцэ и вспомнили после того, как начали Увнэ Йерушалайим, но еще не окончили это благословение, а сказали только Барух Ата Адо-ной, следует закончить благословение словами «…ломдейни хукэха» и вернуться к Рцэ. Но если уже начали произносить бонэ, следует закончить это благословение и сказать особое напоминающее о шабате благословение, которое можно найти в молитвенниках. Если же человек вспомнил о пропущенном Рцэ после того, как начал четвертое благословение, он должен вернуться к самому началу Послетрапезного благословения.
Когда справедливо вышесказанное? В первой (вечерней) и утренней трапезах (даже если только сомневаются, сказали ли Рцэ, возвращаются к началу Послетрапезного благословения), но в третьей (и других) трапезах возвращаться не надо. И в третьей трапезе, если вспомнили о пропущенном Рцэ до начала четвертого благословения, добавляют в том же месте специальное благословение, как мы написали выше.
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?