Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Берешит, Сотворение мира, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Я считаю, что небеса, сотворенные в первый день творения, представляли собой шар, плотный и очень большой. Именно с этого огромного шара началось творение. А сотворенный во второй день Небесный свод —это все концентрические сферы, расположенные внутри этой, самой большой. Они созданы из материала этого огромного шара, сотворенного в первый день. И для того, чтобы объяснить это, необходимо начать с того, что первый день отличается от остальных шести дней творения в двух отношениях. Во-первых, в первый день происходило творение «чего-то из ничего», а во все остальные — создание«чего-то из чего-то». А во-вторых, в первый день были созданы основы и начала всего, а в остальные дни из них было создано все остальное. Вещи, появившиеся в остальные дни творения, не являются первичными, а созданы из готового материала. В первый день была сотворена «земля», то есть, все четыре первичных стихии в целом, а в остальные дни из этих четырех стихий было создано все остальное. Точно так же небо, сотворенное в первый день, — это общее название для всех разумных сущностей, не связанных с телами, а также для единого шара огромного размера, который стал местом для всего мира. А во второй день из этого огромного шара, называемого небом, были созданы все остальные сферы, окружающие мир, и именно их здесь Писание назвало небесным сводом.
Причина сотворения человека в шестой день (1:26—27)
Человек был сотворен самым последним. Смысл этого в том, что первичная по уровню материальности, силы и возможностей структура объединяется со вторичной, и эта вторичная структура ограничивает первичную и завершает ее создание. И в таких же отношениях находятся вторичная и третичная структуры. Это означает, что структуры неодушевленной материи предшествуют структурам растительного царства: эти последние могут возникнуть лишь на основе первых. И такой же основой растительная структура служит для ощущающей, то есть,для животного царства, а ощущающая — для постигающей, то есть, для человека. По всей длине этой цепочки мы видим одно и то же: структура более низкого уровня готовит основу для более высокой, а эта более высокая ограничивает, завершает и придает новую форму более низкой. Всегда то, что является материалом,подчиняется высшей силе, принадлежащей структуре более высокого уровня. А эта высшая структура всегда выступает по отношению к низшей как внешняя сила,завершающая ее построение. Поэтому для животных растительная душа выступала как основа для дальнейшего развития, как материал для ощущающей души, а сама эта ощущающая душа точно так же послужила материалом для души постигающей. Теперь понятно, почему при сотворении мира первыми были сотворены растения, а уже затем— животные. Ведь появление растительной души подготовило почву для животной! А животная душа появилась прежде постигающей структуры, поскольку живая ощущающая душа — это материал для постигающей. То есть, очередность их создания определялась естественным порядком вещей. Теперь понятно также, почему человек был создан последним: он ведь явился венцом творения, его структура была самой высшей, стала завершением всех остальных структур. Поэтому все остальные структуры непременно должны были появиться прежде человека, как возможность предшествует воплощению, а материал — структуре. И наши мудрецы тоже указали на эту причину, когда сказали: «То, что сотворено позже другого, властвует над ним».
И стих связывает сотворение человека с Самим Б-гом, а не с землей, поскольку создание постигающей души — это Б-жественное деяние, подобающее лишь Ему Самому и никак не связанное ни с прорастанием из зерна, ни с действием какого-то другого разума. Поэтому сказано: «И сотворил Б-г человека». Именно Он сотворил его, даровав ему постигающую душу. И возникновение человека обозначено словом «сотворение», а не «создание», как в случае животных и мелкой живности, поскольку слово «творение» описывает возникновение новой структуры, такой, какой в мире до этого не существовало.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего