Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Связь с Творцом, Отношения между людьми
3:13
Он же часто говорил: «Если люди довольны человеком, то и Вездесущий им доволен; а если люди недовольны человеком, то и Вездесущий им недоволен».
Этот отрывок связан с двумя предыдущими, говорящими о человеке, страх которого перед грехом предшествует мудрости и дел которого больше, чем его мудрости. Мишна рассказала нам, как мудрость связана со страхом перед грехом и с поступками, и мы узнали, что эти вещи никак не могут быть разделены. После этого она рассказывает, что отношение к человеку других людей связано с отношением к нему Б-га, так что если люди довольны кем-то, то и Б-г доволен им. И смысл этого отрывка в точности тот же, что и у предыдущих. Если вначале человек добился того, что им довольны окружающие его люди, он выстроил фундамент для того, чтобы обрести и расположение Б-га. Ведь если две вещи взаимосвязаны, одна не может существовать без другой, как и в этом случае. Ведь довольство Б-га и Его доброе отношение связано с отношением людей.
Дело в том, что крупные общности связаны с Б-гом абсолютной связью, и отношение Б-га к человеку тоже связано с отношением к нему этой общности. Мишна ясно говорит об этом: Если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им.
Следует хорошенько поразмыслить над тем, как же доброе отношение Б-га связано с добрым отношением людей. А доказывает это стих пророка (Йехезкель 36) «А Мой дух Я помещу среди вас». Ты видишь, что душа и чувства человека — это часть духа и чувств Б-га. Таким же образом пророки получили (от Моше-рабейну) пророческий дух, согласно сказанному (Бемидбар 11): «И Я отделю от духа, который на тебе…» И дух людей — это тоже переданная людям часть Б-жественного духа, так что душа человечества и Б-жественный дух прочно связаны. Поэтому если люди довольны человеком, то и Вездесущий доволен им: ведь чувства людей возникли из чувств Б-га!
И следует хорошенько понять эти слова мудрости, поскольку они связаны с мишной, приведенной выше (2:4): Сделай Его волю такой же (важной для тебя), как твое желание, чтобы Он сделал твое желание Своей волей. Там мы тоже разъясняли, как желание Б-га связано с желанием людей; и здесь мишна говорит о том же самом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»