Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Человек, у которого есть животные или птицы, которых он обязан кормить, не имеет право что бы то ни было есть, пока не покормит их, как сказано: «И выращу Я траву на поле твоем для скотины твоей, и поешь ты, и насытишься», то есть сама Тора сказала сперва о еде для скотины, а потом уже — о еде для человека. А в отношении питья преимущественное право принадлежит человеку, поскольку сказано: «Попей, также и верблюдов твоих напою»; и также написано: «И напоишь ты общину эту и их скот».

2. Человек не должен ни пить, ни есть как обжора. Ни есть, ни пить не следует стоя. И пусть стол его будет чистым и красиво накрытым, даже если он собирается съесть что-то незначительное. Не следует держать в руке большой кусок хлеба (размером ке-бейца) и откусывать от него, и также не следует, держа еду одной рукой, отрывать от нее куски другой. Не следует выпивать стакан вина за один раз1; а тот, кто так сделал, называется «невоздержанным в питье»2; если стакан вина выпивается за два раза — это правильное, культурное поведение; а если за три раза — это показывает на надменность пьющего, если только это не очень большой стакан, который можно выпить и за большее количество раз. И также очень маленький стакан3 можно выпить и за один раз.

3. Не следует, откусив от куска хлеба, класть его на стол, или отдавать его товарищу, или класть обратно в миску, поскольку, может быть, он отвратителен его товарищу. Не следует отпивать из стакана и давать его товарищу, чтобы тот допил остаток, поскольку всякому следует остерегаться допивать4 то, что осталось в чужом стакане, и, может быть, товарищ его постесняется отказаться и выпьет против своего желания.

4. Не следует хозяину дома быть слишком сердитым и придирчивым во время трапезы, потому что тогда гости и домочадцы его стесняются есть, так как думают, что хозяин дома рассердится и раздражится еще больше, если они будут много есть.

5. Во время еды не разговаривают даже о Торе, потому что это опасно, так как можно поперхнуться; и даже тому, кто чихнул, запрещается сказать: «Будь здоров». Но не во время еды заповедь требует произнести за столом слова Торы. И за этим следует очень тщательно следить. И есть хороший обычай произнести после съедения того куска хлеба, на который произнесено благословение на хлеб, главу из Тhиллим: «Гимн Давида: Г-сподь пастырь мой, ни в чем не будет у меня недостатка…», которая представляет собой одновременно слова благодарности и молитву о пропитании. А после окончания трапезы есть обычай произносить следующие главы: в будний день: «На реках Вавилонских…», а в Шаббат, Йом-Тов и во все дни, в которые не произносят Таханун — «Песнь ступеней, при возвращении Г-сподом…»

Если человек, сидя за столом, учит Тору по книге, следует очень внимательно следить за тем, чтобы маленькие червячки, которые иногда бывают в книгах, не попали в пищу и не нарушил бы человек запрета есть их, Б-же упаси.

6. Если двое сидят за одним столом, то, даже если у каждого из них своя тарелка, или если они едят фрукты и перед каждым лежит его доля — тем не менее, самый уважаемый из них протягивает руку первым. А тот, кто протягивает руку прежде более уважаемого человека, называется обжорой.

7. Если двое едят из одной тарелки, и один из них прекратил есть, чтобы выпить что-то или сделать какое-то небольшое дело, культура поведения требует, чтобы второй подождал его. Но если их трое, то двое не обязаны прекращать есть из-за одного.

8. Человек может использовать хлеб не только для еды, но и для других своих нужд. Речь идет только о таком использовании, после которого хлеб не становится отвратительным и непригодным для еды; но если он становится отвратительным — это запрещено5. Поэтому не подпирают хлебом тарелку, полную такой еды, которая, пролившись на хлеб, сделает его отвратительным. И если едят какое-то кушанье с хлебом, используя кусок хлеба, как ложку, нужно внимательно следить за тем, чтобы каждый раз откусывать вместе с этим кушаньем понемногу хлеба; и то, что потом останется от хлеба, тоже нужно будет съесть.

9. Запрещено бросать хлеб, даже в такое место, в котором он не станет отвратительным, поскольку само бросание уже является проявлением неуважения. И другую еду, если она от бросания делается отвратительной, также запрещено бросать; но если она не делается от этого отвратительной, как, скажем, орехи и т.д., это разрешено. Не следует сидеть на мешке, полном фруктов, потому что из-за этого они становятся отвратительными. Не омывают рук ни вином, ни другими напитками, поскольку это есть проявление неуважения к ним. И если человек видит еду, лежащую на земле, он должен поднять ее. Едой, годной для человека, не кормят скотину из-за того, что это — неуважение к еде6.

10. Если человеку нужно сделать какое-нибудь лекарство7 из хлеба и из другой еды, даже если они из-за этого сделаются отвратительным — это разрешено.

11. Следует внимательно следить за тем, чтобы не разбрасывать хлебные крошки7*, поскольку это приводит к бедности; следует же собрать их и отдать птицам.

12. Когда человек пьет воду8, пусть не пьет ее перед всеми, а отвернется; а если он пьет другие напитки, отворачиваться ему не обязательно.

13. Не смотрят ни в лицо едящему и пьющему, ни на его порцию, чтобы не смущать его.

14. Если человеку принесли еду и питье с вызывающим аппетит ароматом, нужно немедленно дать немного принесшему, поскольку, если человек видит еду, которая вызывает у него аппетит, и не ест ее, это ему вредит8* (и см. выше, глава 33, параграф 4).

15. Можно давать еду только такому человеку, про которого известно, что он сделает нетилат ядаим и произнесет благословение9.

16. Женщине, муж которой находится не с ней, не следует пить вино; если же она сама находится не дома10, то ей запрещено пить вино, даже если ее муж с ней. И то же относится к другим опьяняющим напиткам. А если она обычно при своем муже пьет вино, то ей можно выпить немного и не в присутствии мужа.

17. Запрещено гостям взять что бы то ни было из того, что перед ними, чтобы дать сыну или дочери хозяина, потому что, возможно, у хозяина нет ничего, кроме того, что он поставил перед гостями, и он станет стыдиться из-за того, что гостям теперь не хватит. Но, если на столе уже стоит много еды, это разрешается11.

18. Пришедший в дом не должен говорить: «Дайте мне поесть!», пока хозяева не предложат ему. Запрещено есть от трапезы, которой не хватает самим хозяевам, поскольку с определенной точки зрения это грабеж, хотя сам хозяин и приглашает гостя поесть с ним; и это большой грех, и, кроме того, в этом грехе трудно раскаяться.

19. Запрещено человеку выходить из того места, где он ел, пока он не произнесет Биркат а-Мазон: даже если он собирается всего лишь пойти в соседнюю комнату и завершить свою трапезу там, или даже собирается потом вернуться обратно и завершить трапезу там же, где начал; и даже если он хочет только лишь выйти за дверь, а потом вернуться и закончить трапезу — следует остерегаться этого12. Если человек нарушил это запрещение и все же вышел, то, неважно, собирается ли он завершить свою трапезу там, куда он вышел, или вернуться обратно и закончить ее здесь — он не должен снова произносить благословение на хлеб, поскольку, раз он установил основой своей трапезы хлеб, теперь, даже если он изменил место трапезы, она по-прежнему считается одной и той же трапезой; он должен только проследить за тем, чтобы съесть по меньшей мере ке-заит13 хлеба в том месте, в котором он собирается произносить Биркат а-Мазон. Но, если основа его трапезы — не хлеб14, закон будет другим (см. ниже, глава 50, параграф 13).

2015. Если несколько людей устраивают трапезу вместе, и часть из них вышли, имея в виду вернуться обратно — даже если всего один из группы остался на месте, трапеза не считается прерванной; и когда они возвращаются, возвращаются к той же самой трапезе безо всякого перерыва.

21. Если во время, когда человек произносил благословение на хлеб, он имел в виду пойти потом в другой дом, чтобы завершить там трапезу и произнести там Биркат а-Мазон, принято разрешать поступать так. И необходимо следить, чтобы съесть в этом новом месте по меньшей мере ке-заит13 хлеба. И можно так поступать только, если это очень нужно и если речь идет о трапезе, связанной с заповедью16.

22. Если человек посреди трапезы молился, то, когда он после молитвы возвращается к трапезе, он не должен второй раз произносить благословение на хлеб. И также, если он ненадолго заснул во время трапезы, хотя его сон и продолжался некоторое время — он не считается перерывом. И тот же закон будет, если он прервал трапезу другим занятием, не связанным с выполнением заповеди, например, вышел в туалет и т.д. Но, тем не менее, во всех перечисленных случаях он должен еще раз сделать нетилат ядаим, поскольку во всех этих случаях считается, что он отвлекался от заботы о чистоте рук; однако этого не требуется, если он точно знает, что не отвлекался от этого17; но произносить благословение на нетилат ядаим не следует18, поскольку всегда, когда нетилат ядаим делается из-за отвлечения от заботы о чистоте рук, произносить на него благословение не следует.

23. Если человек уже завершил свою трапезу и решил произносить Биркат а-Мазон, то, если он передумал и решил еще поесть и попить — существует множество законов того, как и какие благословения ему следует произносить. Поэтому следует избегать такой ситуации, и сразу после принятия решения завершить трапезу и прочесть Биркат а-Мазон, не делая никакого перерыва, читать Биркат а-Мазон.


1 Целиком.

2 И все здесь зависит от вина, стакана и человека.

3 Вмещающий меньше ревиит.

4 См. МБ.

5 И этот запрет распространяется на всю еду.

6 Некоторые сомневаются в этом (а некоторые просто разрешают). А если у человека нет никакой другой еды для своей скотины, это разрешено.

7 И также использовать для чего-то, что нужно человеку и что обычно делают.

7* В том месте, где ходят. А выбросить их в воду разрешается. (Некоторые же запрещают это в том случае, если крошек так много, что в сумме они составляют ке-заит).

8 Если это мудрец Торы. А некоторые говорят, что этот закон действует только в том случае, когда он пьет не во время трапезы.

8* А качество праведности требует дать немного и от того блюда, которое не имеет такого аромата.

9 А в качестве милостыни можно дать всякий раз, когда не известно точно, что он не произнесет благословения, или если он не умеет произнести благословения.

10 В дороге, в гостинице.

11 Но есть и те, кто и в этом случае склоняется к запрету.

12 Если он выходит (даже из дома) с намерением вернуться немедленно, это разрешено. И если он выходит, чтобы выполнить какую-либо заповедь, это также разрешено, даже если он ненадолго задержится.

13 А по мнению МБ, ке-заит не требуется.

14 И то же самое в случае, если основа его трапезы — хлеб, но он еще не съел ке-заит в месте, в котором начал трапезу.

15 По мнению МБ, этот параграф не относится к нашей теме, а относится к главе 50, параграф 14, как объясняется там в «Кицур Шульхан Арух».

16 А из слов МБ можно сделать вывод, что это разрешается и в случае трапезы, не связанной с заповедью (однако из его слов слышно также, что разрешение действует только в том случае, когда его приглашают есть хлеб в другое место, поскольку тогда нет опасения, что он забудет).

17 В случае, если он молился дома — по мнению многих ахроним, ему не нужно делать нетилат ядаим, поскольку он наверняка не отвлекался от заботы о чистоте рук.

18 В случае, если он выходил в туалет по большой нужде — см. выше, глава 40, примечание 18.


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше