Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Трапеза, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Биркат а-Мазон
1. Омовением рук после трапезы многие пренебрегают, но всякому, трепещущему перед Небесами, следует непременно его делать1. И нужно омыть только две первые фаланги пальцев2 и опустить руки вниз прежде, чем вытереть их. И тот, кто будет произносить Биркат а-Мазон для всех, делает омовение рук первым3.
2. Не сливают воду после омовения рук на землю, в том месте, где ходят люди, поскольку на этой воде — дух нечистоты; следует же сливать воду после омовения рук в сосуд или под стол, после чего вытереть руки и произнести Биркат а-Мазон; и не следует делать перерыва между нетилат ядаим и Биркат а-Мазон.
3. Не следует убирать со стола скатерть и хлеб, пока не прочитан Биркат а-Мазон, чтобы во время произнесения Биркат а-Мазон на столе был хлеб. Этим мы показываем, что добро изливается от Б-га, да будет благословенно Его имя, потоком, так что хватает, чтобы насытиться, и остается еще, как сказал Элиша своему слуге: «Так сказал Б-г: будешь есть и останется», и еще это делают потому, что благословение не приходит на пустое место, а только туда, где уже что-то есть, как сказал Элиша жене Овадьи: «Что есть у тебя в доме?».
4. Есть обычай убирать со стола или закрывать ножи во время произнесения Биркат а-Мазон, поскольку стол похож на жертвенник, а про жертвенник сказано: «Не поднимай на них железо», поскольку железо сокращает жизнь человека, а жертвенник продлевает ее, и неправильно было бы, если бы то, что укорачивает жизнь, поднималось бы на то, что ее удлиняет. И также стол продлевает жизнь человека и служит для искупления его грехов, когда он усаживает за него гостей, поскольку «велика сила проглатывания (то есть сила благословения, посылаемого Б-гом за гостеприимство), которое приводит Шехину». И во многих местах принято не закрывать ножи в Шаббат и Йом-Тов, поскольку в будни закрывают их еще и потому, что они — проявление силы Эсава, а в Шаббат и Йом-Тов Сатан не обвиняет и можно не опасаться вреда, причиняемого нашими духовными врагами. А обычай евреев — это Тора (то есть следует относиться к соблюдению обвычаев так же строго, как и к выполнению заповедей Торы — перев.).
5. Даже если человек съел всего лишь ке-заит хлеба, он обязан произнести Биркат а-Мазон.
6. Не следует произносить Биркат а-Мазон ни стоя, ни на ходу, а только сидя. И даже если человек, когда ел, ходил по дому, или стоял, или возлежал — во всех этих случаях, произнося Биркат а-Мазон, он должен сесть, чтобы быть максимально сосредоточенным. И не следует возлежать, поскольку это — признак грдыни; следует именно сидеть. И пусть произносящий Биркат а-Мазон наденет верхнюю одежду4, и также наденет шляпу на голову, чтобы зародился в нем трепет перед Небесами и пробудилось его внимание; и пусть благословляет в страхе и трепете, и пусть ничем не занимается, произнося Биркат а-Мазон.
7. Есть обычай, согласно которому слышащие произнесение Биркат а-Мазон отвечают «амен» после отрывков, начинающихся словом: «Милосердный…», поскольку сказано в Мидраше, что тот, кто слышит, как кто-то молится или благословляет еврея, даже без упоминания Имени Б-га, должен ответить «амен».
8. Если человек нарушил требование сразу после трапезы читать Биркат а-Мазон и прождал столько, сколько нужно для переваривания пищи, то есть снова почувствовал голод, он ни может больше никаким образом произнести Биркат а-Мазон. Некоторые говорят, что время переваривания пищи — это час и еще одна пятая5. Но, тем не менее, на больших трапезах иногда сидят после конца трапезы до Биркат а-Мазон даже дольше, потому что тем временем они занимаются питьем и десертом; и все же6 правильно было бы не ждать слишком долго.
9. Если человек нарушил требование Галахи и вышел из того места, где происходила его трапеза, до того, как произнес Биркат а-Мазон7, то, если в том месте, где он оказался, у него есть немного хлеба, пусть поест его, и произносить благословение на хлеб не нужно (как написано в главе 42, параграф 19), а после этого произнесет Биркат а-Мазон там, где он оказался; а если в этом месте у него совсем нет хлеба, он должен вернуться на прежнее место, чтобы прочесть Биркат а-Мазон там8; а если он настолько далеко от этого места, что есть основания опасаться, что, пока он вернется, пройдет время переваривания пищи — пусть благословляет в том месте, где он находится.
10. В Шаббат, на который выпали Йом-Тов, Холь а-Моэд или Рош-Ходеш, произносят сначала: «Укрепи нас…» (то есть вставку на Шаббат), а потом: «…пусть поднимется, вознесется и дойдет…» (то есть вставку на праздник или Рош-Ходеш), поскольку Шаббат, во-первых, чаще бывает, а во-вторых, обладает большей святостью.
11. Если человек не помнит, произнес ли он Биркат а-Мазон или нет, тогда, если он полностью сыт (а в этом случае обязанность читать Биркат а-Мазон — заповедь из Торы), он должен прочесть Биркат а-Мазон вторично9. И также если он задремал во время произнесения Биркат а-Мазон, а проснувшись, не знает, где остановился — он должен вернуться к началу Биркат а-Мазон. А если женщина сомневается, произнесла ли она Биркат а-Мазон или нет, она не должна произносить Биркат а-Мазон второй раз10.
12. Если человек в Шаббат по ошибке не произнес: «Укрепи нас…», или в Йом-Тов не произнес: «…пусть поднимется, вознесется и дойдет…», то, если он вспомнил об ошибке до того, как произнес имя Б-га из фразы: «Благословен Ты, Г-сподь, строящий по милосердию Своему Иерусалим» — пусть произнесет там, где вспомнил, «Укрепи нас…» или «…пусть поднимется…», а потом продолжит: «И восстанови Иерусалим…»; но если он не вспомнил об ошибке, пока не произнес это имя Б-га, должен завершить благословение11 словами: «…строящий по милосердию Своему Иерусалим. Амен!». Здесь он должен в Шаббат сказать: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь мира, который дал Субботы для отдыха народу своему, Израилю, с любовью, как знак и как завет — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу». В Йом-Тов же он произносит в этом месте: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь мира, который дал праздники народу Своему, Израилю, для веселья и для радости, день праздника (такого-то) этот — благословен Ты, Г-сподь, освятивший Израиль и времена праздников». Если же Йом-Тов выпал на Шаббат, а произносящий Биркат а-Мазон забыл и «Укрепи нас…», и «Пусть поднимется…», он говорит в этом же месте следующее: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь мира, Который дал Субботы для отдыха народу Своему, Израилю, с любовью, как знак и как завет, и праздники для веселья и для радости, день праздника (такого-то) этот — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу и Израиль и времена праздников». Если же он сказал только «Укрепи нас…», но забыл сказать: «Пусть поднимется…», говорит в этом месте то, что сказал бы в обычный Йом-Тов; а если он сказал только: «Пусть поднимется…», но забыл: «Укрепи нас…», говорит здесь то, что сказал бы в обычный Шаббат.
13. Если человек не вспомнил об ошибке, пока не начал следующее благословение, то есть: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Отец наш, Царь наш…» — даже если он произнес только слово «Благословен» (как написано в «Шульхан Арух а-Рав»), он больше не может исправить ошибку, произнеся вставку: «…Который дал…»12. И поэтому, если дело происходит во время одной из двух первых трапез, он должен вернуться к началу Биркат а-Мазон; и если он сказал только: «Благословен Ты, Г-сподь» — пусть завершит фразу словами: «…научи меня Своим правилам», чтобы произнесение имени Б-га не было напрасным, и после этого начнет Биркат а-Мазон с начала. Но если дело происходит во время третьей трапезы, в которую он даже в Шаббат не обязан есть именно хлеб, а тем более в Йом-Тов, когда произнесение Биркат а-Мазон в третий раз вообще не относится к обязанностям этого дня — он не должен возвращаться к началу, а завершает Биркат а-Мазон, как есть. Но и в этом случае, если он вспомнил об ошибке в таком месте, где может исправить положение, произнеся вставку: «…Который дал…», он должен так и сделать, какой бы по счету за сегодня ни была эта трапеза.
14. Если человек в Рош-Ходеш по ошибке не произнес: «…Пусть поднимется…», произносит (в том же месте Биркат а-Мазон, о котором говорилось выше — перев.): «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, Который дал Новомесячия народу своему, Израилю, для напоминания» — и не завершает именем Б-га (и здесь нет разницы между днем и ночью). Если же он не сказал «Пусть поднимется…» в Холь а-Моэд, пусть скажет: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, Который дал праздники народу Своему, Израилю, для веселья и для радости, день праздника (такого-то) этого — благословен Ты, Г-сподь13, освящающий Израиль и времена праздников». А в Рош а-Шана пусть скажет: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, который дал праздники народу своему, Израилю, день памяти этот — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль и день памяти». А если произносящий Биркат а-Мазон не вспомнил о праздничной вставке, пока не начал следующего благословения, он не должен возвращаться к началу Биркат а-Мазон, поскольку в Рош-Ходеш, Холь а-Моэд и Рош а-Шана он не обязан есть именно хлеб14.
15. Если Рош-Ходеш выпал на Шаббат, и читающий Биркат а-Мазон забыл «Укрепи нас…» и «…Пусть поднимется…», но вспомнил об этом вовремя и теперь читает: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной, Который дал…» — включает упоминание Рош-Ходеш и в начале, и в конце этой вставке, говоря: «…Который дал Субботы для отдыха народу Своему, Израилю, с любовью, как знак и как завет, и Новомесячия для напоминания — благословен Ты, Г-сподь, освящающий Субботу и Израиль и Новомесячия». Хотя в Рош-Ходеш, который не выпал на Шаббат, в этой вставке завершение вообще не произносится — в данном случае, поскольку он все равно произносит завершение вставки ради Шаббата, включает в него также и Рош-Ходеш. Если он не забыл сказать: «Укрепи нас…», но не сказал: «Пусть поднимется…», и не вспомнил об этом, пока не начал следующего благословения, он не должен возвращаться к началу Биркат а-Мазон, поскольку вставку на Шаббат он ведь сказал, а ради вставки на Рош-Ходеш возвращаться не нужно. А если он не забыл сказать: «Пусть поднимется…», но не сказал: «Укрепи нас…» и теперь возвращается к началу, должен, повторяя уже произнесенную часть Биркат а-Мазон, сказать еще раз: «Пусть поднимется…». И тот же закон будет для Холь а-Моэд и Рош а-Шана.
16. В Хануку и в Пурим, если читающий Биркат а-Мазон забыл произнести вставку: «И за знамения…», и не вспомнил о ней, пока не произнес имя Б-га из завершения этого благословения, то есть успел сказать: «Благословен Ты, Г-сподь» — он не должен возвращаться*; но в отрывке «Он, Милосердный…» пусть скажет: «Он, милосердный, сделает нам чудеса и знамения, как Он сделал отцам нашим в их времена, в эти же дни года, в дни Матитьягу и т.д.» — или: «В дни Мордехая и т.д.».
17. Если человек ел в Шаббат, и стемнело, то, поскольку он еще не читал вечернюю молитву, произносит вставку: «Укрепи нас…»15; и тот же закон будет в Йом-Тов, Рош-Ходеш, Хануку и Пурим: поскольку трапеза началась днем, он должен произнести вставку, относящуюся к этом дню, хотя уже наступила ночь следующего дня. А если он устроил трапезу в канун Рош-Ходеш, которая затянулась до ночи, и уже ночью он успел съесть ке-заит16 хлеба, должен произнести вставку на Рош-Ходеш: «…Пусть поднимется…». и таков же закон для Хануки и для Пурима. А если он начал есть в Шаббат, и трапеза его затянулась до ночи, и также ночью он успел съесть ке-заит хлеба, а в эту ночь начался Рош-Ходеш, он должен произнести обе вставки: и «Укрепи нас…», и «Пусть поднимется…». И таков же закон для Хануки и для Пурима. А некоторые спорят с этим, поскольку эти вставки в данном случае исключают одна другую. Поэтому следует в такой ситуации не затягивать трапезу до ночи.
18. Если в доме присутствует нееврей, то читающий Биркат а-Мазон должен вместо слов: «…благослови нас всех вместе…» сказать: «…благослови нас всех, членов союза, вместе…».
1 Если человек привык мыть руки после еды, он должен делать омовение рук после еды. А ахроним говорят, что его необходимо делать в любом случае.
2 А если у него хватает воды, лучше делать омовение рук после еды до оснований пальцев.
3 А если участвующих в трапезе больше пяти человек, см Шульхан Арух, глава 181, параграф 76.
4 У некоторых есть такой обычай.
5 Это время упоминается в МБ в связи с человеком, который съел немного и не может оценить, когда он снова станет голодным — этот человек может произносить благословение в течение часа и пятой части. (Если у него есть еще хлеб, некоторые говорят, что ему следует съесть еще ке-заит хлеба; если он не отвлекался все это время от трапезы — он не должен произносить благословение на этот новый хлеб).
6 В МБ это не упомянуто.
7 И он еще не проголодался после своей трапезы.
8 Если он вышел не нарочно, а потому что забыл про Биркат а-Мазон, то в тяжелой ситуации может читать Биркат а-Мазон там, где он находится.
9 А если он не чувствует себя сытым, даже если он съел только ке-заит, подобает ему сделать нетилат ядаим, произнести благословение на хлеб, поесть немного, а потом прочесть Биркат а-Мазон.
10 А если женщина хочет все же прочесть Биркат а-Мазон вторично, не следует запрещать ей (БГ пишет: Тот, кто заставляет женщину перечитать, ничего не потерял).
11 По мнению МБ, он должен завершить фразу словами: «…научи меня правилам Твоим», после чего вернуться к «Укрепи нас…» или «Пусть поднимется…». А если он уже завершил все благословение, пусть скажет дальше: «…Который дал…». (Если он сказал только слово «…строящий…» — см. закон в «Шаар а-Цийун», 188, 18).
12 По мнению «Хайей Адам», если он произнес только: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, царь вселенной» — может продолжить словами: «…Который дал…». И вопрос нуждается во внимательном дополнительном изучении.
13 По мнению МБ, не следует завершать словами: «Благословен Ты, Г-сподь и т.д.».
14 По поводу Рош а-Шана мудрецы спорят, должен ли он возвращаться к началу.
* А некоторые говорят, что в Пурим в первую дневную трапезу он должен вернуться. Но сомнение в благословениях толкуется в сторону разрешения (то есть освобождения от необходимости читать второй раз — перев.). (МБ, глава 795). И там не объясняется, можно ли ему, если он сказал только: «Благословен Ты, Г-сподь», исправить положение, завершив фразу словами: «…научи меня своим правилам» (как выше, в примечании 11).
15 Но если он уже прочел вечернюю молитву, не должен произносить эту вставку. (А в разделе о законах Пурима приводит МБ, что некоторые спорят с этим; и поэтому правильно было бы произнести Биркат а-Мазон до вечерней молитвы). А если он, не читая вечерней молитвы, произнес слова: «Благословен разделяющий между святым и будничным» — мудрецы сомневаются, должен ли он произносить: «Укрепи нас…».
16 Вот что говорит МБ: «Если он съел хоть немного».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»