Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Молитва Амида, Кицур шульхан арух, Хазан, Раби Шломо Ганцфрид, Молитва
1. Когда хазан, закончив чтение «Шмонэ Эсрэ» шепотом, отступает на три шага назад, он должен задержаться на этом месте столько, сколько требуется для прохождения четырех ама. После этого он возвращается на прежнее место, произносит шепотом: «Г-сподь, открой уста мои…», и громко начинает: «Благословен Ты…». И каждый должен тогда тщательно следить за тем, чтобы молчать и внимательно слушать, обращая внимание на то, что говорит хазан и произнося «Благословен Он и благословенно Его Имя» и «амен» на каждое благословение, как положено. И даже заниматься Торой запрещено в то время, когда хазан повторяет «Шмонэ Эсрэ», и уж тем более следует остерегаться разговаривать о будничном. И если человеку это не трудно, ему следует стоять так же, как он стоит, когда сам читает «Шмонэ Эсрэ», закрыв глаза или следя по сидуру за тем, что произносит хазан. У некоторых есть обычай после Кдуши снимать тфиллин Раши и накладывать тфиллин рабейну Там, и они поступают неправильно.
2. Во время повторения хазаном «Шмонэ Эсрэ», поскольку сам хазан уже молился «Шмонэ Эсрэ» шепотом, а теперь повторяет молитву только для слушающих, необходимо, чтобы было по меньшей мере девять человек слушающих и отвечающих, чтобы благословения, произносимые хазаном, не были напрасными. (В отличие от того, что написано в главе 15, параграф 7). И поэтому, когда на молитве присутствуют ровно десять человек, нужно следить, чтобы хазан не начинал повторение «Шмонэ Эсрэ», пока все десять не закончат молиться шепотом, чтобы все они могли отвечать ему.
3. Хазан должен следить за тем, чтобы, закончив одно благословение, не начинать следующее, пока большинство молящихся не ответили «амен». А если он сразу начал следующее благословение, как, например, произнес: «…защитник Авраама» и сразу начал: «Беспредельно могущество Твое…», тогда, если он уже начал произносить: «Беспредельно могущество Твое…», не следует отвечать «амен» (на предыдущее благословение — перев.), а наказание за непроизнесенный «амен» будет на нем.
4. Во время произнесения Кдуши все должны следить за тем, чтобы ноги стояли вместе, как будто это одна нога (как сказано: «И ноги их — нога прямая»). И при произнесении «Свят, свят, свят…», а также «Благословенна Слава Г-спода…» и «Г-сподь будет царствовать…» немного приподнимаются на носках. И есть обычай поднимать глаза вверх, и лучше, чтобы они были закрыты1.
5. Когда хазан доходит до восемнадцатого благословения («Модим», «Мы благодарны…»), молящиеся склоняются и произносят «Модим де-Рабанан», склонившись и не разгибаясь2. А тот, кто молится «Шмонэ Эсрэ» и слышит, что хазан дошел до «Модим» — если он находится в середине благословения, должен также склониться. Но, если он находится в начале или в конце благословения, он не должен склоняться, поскольку запрещено кланяться в начале и в конце благословения, кроме как в тех четырех местах, которые указали мудрецы наши благословенной памяти, как написано выше, глава 18, параграф 11).
6. Прежде, чем перейти к девятнадцатому благословению, «Даруй мир…», хазан произносит: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Благослови…». И, когда он произносит: «…и охранит тебя», община отвечает: «Да будет такова Его воля!»; и не следует отвечать «амен». И так же поступают, когда хазан произносит: «…и окажет тебе милость» и «…пошлет тебе мир»3. И этот отрывок произносят только в утренней молитве и в Мусафе, но не в Минхе. Только во время общественного поста, когда и в Минху произносят «Даруй мир…» (а не «Великий мир…», как в обычную Минху — перев.), хазан произносит в Минху: «Б-г наш и Б-г отцов наших…».
Этот отрывок не произносят в доме соблюдающего траур, а также Девятого Ава в утренней молитве4.
7. После того, как хазан закончил повторение «Шмонэ Эсрэ», пусть скажет шепотом: «Да будут угодны…», но отступать на три шага назад он не должен, поскольку он отступит на три шага в конце Кадиш Шалем.
8. Во время общественного поста, если в синагоге присутствуют десять человек, держащих пост от начала до конца4*, хазан говорит и в утренней молитве, и в Минхе «Ответь нам…» перед восьмым благословением, «Исцели нас…». Если же он забыл и не произнес эту вставку, то, если он вспомнил об этом до того, как произнес Имя Б-га в конце благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, исцеляющий больных…», он должен произнести «Ответь нам…» и после этого: «Исцели нас…». Но если он не вспомнил об этом, пока не произнес это Имя, то завершает благословение, произнося: «…исцеляющий больных народа Своего, Израиля», а «Ответь нам…» произносит внутри шестнадцатого благословения, «Услышь голос наш…», и завершает это благословение, как обычно, словами: «…внемлющий молитве», как делает молящийся в одиночку. А если он забыл эту вставку и тогда, пусть произнесет ее после завершения «Шмонэ Эсрэ», без слов: «Благословен Ты, Г-сподь, отвечающий в час беды!»
9. Не повторяют «Шмонэ Эсрэ» громко, если среди слушающих нет по крайней мере шести человек, то есть большей части миньяна, которые молились сейчас. Но если нет шести человек, которые молились сейчас, то всю «Шмонэ Эсрэ» не повторяют, а кто-то один начинает молитву громко, доходит до третьего благословения, «Ты свят, и свято Имя Твое…», все произносят Кдушу, а после этого он завершает свою молитву шепотом.
10. Во всяком месте, ошибившись в котором, молящийся в одиночку должен возвращаться к началу молитвы, точно так же и хазан, повторяя молитву, если ошибся, должен вернуться к началу молитвы, кроме утренней молитвы Рош-Ходеш и Холь а-Моэд, когда, если он по ошибке не сказал «Яале ве-Яво»5 и не вспомнил об этом, пока не закончил молитву, его не заставляют молиться заново, поскольку, чтобы не утруждать общину, мы полагаемся на то, что он произнесет «Яале ве-Яво» в молитве Мусаф. Но, если он вспомнил об ошибке до того, как закончил всю молитву, он должен вернуться к семнадцатому благословению, «Отнесись благосклонно…», поскольку этим он не утруждает общину.
11. Всякий человек обязан произнести Кдушу вместе с общиной. И ответить «амен» после третьего благословения, «…Б-г святой», и после шестнадцатого благословения, «…внемлющий молитве» — такая же важная обязанность, как и произнести Кдушу. И также на те Кадиши, которые читает хазан, молящиеся обязаны отвечать. И также, когда хазан читает «Модим», обязан молящийся склониться вместе с общиной. И поэтому, если он пришел в синагогу поздно, так что не успевает помолиться вместе с общиной и вынужден молиться в одиночку, если время его не поджимает, он должен устроить так, чтобы не оказаться произносящим «Шмонэ Эсрэ» в то время, когда необходимо отвечать на одну из перечисленных выше молитв6; он должен подождать, пока не ответит на все это, а потом начинать «Шмонэ Эсрэ». Но между «…избавивший Израиль» и началом «Шмонэ Эсрэ» ждать не следует, поскольку он обязан «присоединить избавление к молитве», и в этом месте запрещено прерываться; ему следует остановиться и подождать после слов: «Новым гимном…». (И см. ниже, глава 69, параграф 7).
12. Если человек молится «Шмонэ Эсрэ» в одиночку и, когда он доходит до конца второго благословения, «…возвращающий мертвых к жизни», община произносит Кдушу из отрывка «У-Ва Ле-Цийон» или из благословения «…создающий свет…» (первого благословения перед «Шма» — перев.), — он не должен произносить вместе с общиной «Свят, свят, свят…» и т.д.7, поскольку все Кдуши различаются между собой. Но, если община в этот момент произносит Кдушу из молитвы Мусаф, то, хотя он сейчас молится «Шмонэ Эсрэ» из утренней молитвы, все равно отвечает вместе с ними: «Свят, свят, свят…» и т.д., и также наоборот, поскольку Кдуши утренней молитвы и молитвы Мусаф одинаковы.
1 И многие спорят с этим.
2 А по мнению Магаршаль, после слов: «Ты — Г-сподь, Б-г наш» немного выпрямляется, а в конце снова кланяется. (А по мнению а-Гра нужно читать склонившись только до слов: «Ты — Г-сподь, Б — наш» — БГ).
3 МБ пишет: только после «…и пошлет тебе мир», но добавляет, что в некоторых местах принято поступать так, как пишет «Кицур Шульхан Арух».
4 Относительно вознесения рук (то есть благословения коhенов) смотри описание обычая Земли Израиля ниже, глава 100, примечание 1.
4* Если есть три человека, которые не в состоянии поститься из-за болезни, то, если речь не идет о Девятом Ава и Йом-Кипур, они присоединяются.
5 И также, если он по ошибке в Шаббат или Йом-Тов прочел будничную молитву.
6 И то же самое относится к Барху и, возможно, также к Кадишам от «Алейну» и дальше.
7 И произносит также: «Венец…» или «Мы будем превозносить…».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»