Темы: Гордыня, Недельная глава, Лашон а-ра, Корах, Устная Тора, Лев Кацин, Ссоры и конфликты
Если не привлекать слова мудрецов…
— Если не привлекать мидраши, а читать текст as is, то Корах требовал не привилегий для себя, а всеобщего равенства, и, по-моему, этот вариант гораздо интересней, чем «вешать на него всех собак». Ни один нормальный человек не сочтет себя злобным завистником и демагогом, т. е. не сможет «примерить Кораха на себя», а следовательно, скорректировать свои взгляды или поведение. А вот идея демократического равенства близка многим — и мне далеко не в последнюю очередь. Я не буду оспаривать решения Вс-вышнего (себе дороже!), но Вам не кажется, что очень многие принимают иерархию служения в Храме достаточным основанием для установления иерархии ценности мнений? Кстати, если опираться только на то, что написано в Торе, подобные рассуждения о Корахе — не что иное, как клевета — лашон hара. Вы так не считаете?
Рут, Израиль
«Если не привлекать мидраши»
— Уважаемая Рут!
Вы задали замечательный вопрос о том, можно ли интерпретировать текст Торы, «не привлекая мидраши, а читать текст as is». Дело в том, что тогда каждый сможет вкладывать в текст Торы тот смысл, который ему вздумается. Тогда не будет ни Торы, ни еврейских ценностей, а у каждого человека будет свой Б-г, идол, своя правда… Естественным следствием явится относительность морали и исчезновение монотеизма как идеи единого Б-га, перед законом которого все равны. В этом смысле понимание ценности слов мудрецов Торы, выраженных в Мишне, Талмуде, мидрашах, классических комментариях, чрезвычайно важно для еврея. Непонимание этой центральной идеи оборачивалось трагедией для нашего народа. Достаточно упомянуть христианство, караимов, сабатианство… Что касается Вашего вопроса о Корахе, то мне кажется, что величие Торы проявляется в том, что этот рассказ не упрощается в ее тексте. Действительно Корах прикрывался призывами к всеобщему равенству, точно так же, как это делали большевики и другие грабители, ставившие целью привлечь сторонников лишь для того, чтобы добиться своих корыстных целей. Однако цели эти совсем не очевидны как в тексте Торы, так и в жизни. Потому тот факт, что мидраши учат нас вскрывать подспудное, понимать скрытые, не очевидные намерения — большое искусство жизни.
То, что Корах обвинял Моисея — «самого скромного человека на земле» в гордыне, захвате власти, является важным уроком. Когда человек судит других, он судит себя! Он в действительности проецирует себя на этих людей, и, осуждая их, он осуждает себя. Если хотите узнать человека, послушайте, что он говорит о других. То, что он гневно осуждает, зачастую присутствует в нем самом, то, что он прославляет, также является частью его. Равенство и всеобщая святость — не уравниловка, у каждого человека своя уникальная миссия в жизни, у каждого колена были свои уникальные задачи. Иерархия храмовой службы, да и всего еврейского народа, отражала эту идею. Кстати, важно упомянуть, что как бы ни были важны передаваемые по наследству привилегии и обязанности (коганим, левиты, царство), Кетер Шем Тов, корона доброго имени, которую заслуживает человек собственными усилиями, ВЫШЕ всего!
И последнее: некоторые комментаторы утверждают, что ошибка Кораха заключалась в том, что он не пришел к Моисею выразить свое мнение, задать вопрос, а поднял бунт. Но сам факт того, что у него был вопрос и свое мнение, не ставится ему в упрек, а наоборот, проблема в том, что свое мнение он не выразил и не инициировал обсуждение.
Если бы Корах действительно стремился познать истину, то он инициировал бы откровенный и честный спор с Моисеем, который мог бы превратиться в спор во имя Небес, подобный спору Шамая и Гилеля.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.