Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цицит являются не просто деталью одежды, а средством для памяти о заповедях и последующего их исполнения. Неслучайно также цицит сравнивают с царской печатью.

Наша недельная глава заканчивается заповедью о кистях цицит: «Дабы помнили вы и исполняли все заповеди мои и были святы перед вашим Б-гом». Талмуд объясняет, что при виде цицит евреи будут вспоминать о заповедях, а память о заповедях приведет к их исполнению. Согласно комментарию Раши, числовое значение слова «цицит» — 600; прибавив к ним 8 нитей и пять узлов, мы получим число 613, по количеству заповедей.

В кисти цицит полагалось вплетать белые и голубые нити. Со временем секрет изготовления особой краски «тхелет» был утерян, и поэтому сегодня кисти цицит — белоснежные. Заметим, что краска «тхелет» была довольно дорогой, и некоторые евреи носили цицит, сплетенные из одних лишь белых нитей. Тем же, кто не носил цицит вообще, полагалось строгое наказание.

Причина этому объясняется в талмудическом трактате «Менахот». Там приводится притча о царе, который отдавал приказы рабам. Одному он приказал принести глиняную печать. Второй же должен был принести царскую печать из золота.

В результате ни тот, ни другой не выполнили приказ. Первого раба царь наказал гораздо строже. А всё потому, что раздобыть глиняную печать было гораздо легче, чем золотую. Пользуясь аналогией, раздобыть белые нити для цицит было легко, стоили они дешево. А к тому, кто нарушает легкую заповедь, претензий гораздо больше.

Но почему Талмуд сравнивает цицит с царской печатью, а евреев — с рабами? Этот вопрос волновал авторов комментария «Тосафот» к Талмуду. Из их объяснений следует, что кисти цицит действительно являются царской печатью — печатью Вс-вышнего, Царя царей. А преданные Б-гу евреи — его верные рабы.Еще одна притча приводится в мидраше на книгу «Бамидбар». Капитан корабля увидел в море человека, который отчаянно боролся за свою жизнь. Опытный морской волк бросил утопающему веревку и крикнул: «Держись! Если отпустишь — утонешь!»

Так и заповеди Творца являются той самой веревкой, которая не позволяет человеку утонуть в мире страстей. Как сказано: «И не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас».

Пусть же Вс-вышний поможет всем нам тщательно исполнять Его заповеди и одерживать победу в нескончаемых поединках между душой и материей. А заповеданные Творцом кисти цицит пусть напоминают нам о принадлежности к избранному Им народу.


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.

На тему недельной главы. Все что ни делается... Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.