Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В прошлом поколении родители и педагоги в общине Торы стали перед проблемой веры и соблюдения и сосредоточили на ней все усилия. Битва эта закончилась в нашу пользу и не только внутри традиционной общины. Тысячи людей, прежде совершенно оторванных от Торы, теперь как магнитом тянутся к соблюдению заповедей

ПРЕДИСЛОВИЕ раби Шимона Шваба

«Открывает уста свои мудро, наставление любви на ее языке» (Мишлей, 31:26).

Этот стих в точности подходит к прекрасной книге Мирьям Леви. Она стала учителем современных еврейских родителей, и все ее уроки имеют один общий знаменатель — торат хесед, наставление милосердия, закон любви. Она черпает из достоверных источников Торы и собственного педагогического опыта учение о том, как справляться с большинством самых распространенных проблем воспитания детей. Секрет его — переучивание родителей путем проникновения в собственную эмоциональную жизнь. Заповеди почитания и уважения родителей и методы обучения детей послушанию здесь ясно определены.

Это очень впечатляющая и ценная книга, за которую мы должны быть глубоко благодарны ее автору.

ПРЕДИСЛОВИЕ раби Нахмана Бульмана

В прошлом поколении родители и педагоги в общине Торы стали перед проблемой веры и соблюдения и сосредоточили на ней все усилия. Битва эта закончилась в нашу пользу и не только внутри традиционной общины. Тысячи людей, прежде совершенно оторванных от Торы, теперь как магнитом тянутся к соблюдению заповедей.

Но черты характера, ценности, установки — эта проблема современности является еще более угрожающей, особенно потому, что ее корни труднее воспринять. Тринадцать принципов веры определены. Галаха указывает, какие действия заповеданы, какие запрещены. Но сегодняшние родители отнюдь не на столь же твердой почве, когда речь идет о воле, желаниях, эмоциях и образе поведения своих детей. Здесь перед ними встают серьезные вопросы. Представляют ли они сами образцы поведения, указанного Торой, или же являются заурядными тиранами? Отражает ли их реальное обращение с детьми невротические комплексы или прозрения Торы?

И с другой стороны, когда они целиком полагаются на добрую волю детей, основанную на «объяснениях для Мойшеле и Сареле», то является ли это воспитанием или капитуляцией перед системой ценностей нерелигиозного общества с его вседозволенностью? Не вырастет ли новое поколение таким, что его соблюдение мицвот будет выглядеть примером для подражания, а при этом личность, эгоизм, эмоции и привычки людей (в сфере неформального соблюдения заповедей) окажутся совершенно не соответствующими закону Торы? Можем ли мы оставаться спокойными, если сказанное — уже не гипотеза, а болезненная реальность?

Чтобы привести в равновесие эти крайности, необходимы высокий уровень самопознания родителей и абсолютная честность взгляда на душу ребенка и динамику его роста.

И вместе с этим жизненно необходимо понимание (которое, на самом деле, должно предшествовать всему этому) системы взглядов Торы на эмоции, инстинкт и привычку у ребенка и взрослого, и в особенности на то, как силы души и тела можно воспитать и очистить.

Есть немалая трудность в том, чтобы доступно изложить мудрость Торы по этим вопросам.

Классические источники Торы сильно отличаются принципами организации и изложения от тех, что привычны большинству евреев на Западе. Хотя эти источники вполне возможно практически использовать, но идиоматические выражения делают советы Торы трудными для понимания людей, которые не изучают Тору, глубоко постигая ее смысл и язык. С другой стороны, в наше сознание проникают распространяющиеся повсюду волны современной теории воспитания. Для многих искушение извратить ценности Торы, выкраивая и сшивая кажущиеся «либеральными» источники Торы, становится все более притягательным и почти непреодолимым. И в то же время авторитаризм родителей уже не может уберечь ребенка, на которого влияет дикая вседозволенность большинства современных детей.

В обоих случаях родители теряют контроль, а ребенок может лишиться самых благородных аспектов своего наследия.

Какая альтернатива остается для тех, кто верит, что ясное изложение учений Торы о том, как нужно растить детей, неизмеримо усилит нашу роль как родителей и несомненно покажет, что наша «авторитарность», на самом деле, — путь к истинной свободе наших детей, а наш «либерализм» реально ведет к их «порабощению»?

Мирьям Леви написала об этом важную работу, за которую многие должны быть ей благодарны.

Четырнадцать глав книги Эффективное еврейское воспитание — это широкое рассмотрение учения Торы в свете проблемы современного воспитания еврейских детей. Мирьям Леви серьезно исследовала и указала источники. Кажущаяся простота ее стиля объясняется полной ясностью, а не недостатком глубокомыслия. Она не проповедует, а вступает в подлинный обучающий диалог с ее невидимыми читателями. Ее теория не остается витать в абстракциях, но всегда богато снабжена примерами. Немалое достижение автора — ее разумное использование теории когнитивной психологии, чтобы выразить современным языком мысль Торы по разным вопросам. При этом все, что она говорит, находится в истинном соответствии с Торой без всякой апологетики.

Родителей побуждают вглядеться в собственную эмоциональную жизнь, прежде чем рассматривать, как побудить детей выполнять заповедь уважения к ним.

А затем родителей призывают искать гармоническое равновесие между твердостью позиции и самомотивацией детей; между любовью, дисциплиной, взаимопониманием и вниманием.

Далее рассматривается приучение детей к обычному поведению дома, а за этим следуют проблемы эмоционального выражения (ревности, драк, плача и крика).

Здесь также разработан вопрос о том, как продуктивно помогать детям в учении. И заканчивается книга рассмотрением шести распространенных проблем, с которыми порой приходится сталкиваться родителям.

Пишущий эти строки надеется, что в Эффективном еврейском воспитании увидят прекрасное средство для достижения важнейшей цели — воспитания грядущего поколения Народа Торы.

А на пути к этому благородному и возвышенному достижению немало родителей могут открыть, что они при этом переучивают и самих себя; что вошедшая в поговорку напрасная надежда «Если бы я только мог вернуть что-то из своего детства» должна быть не эпитафией отчаяния, а вызовом к героическому стремлению: «И возвратит он сердца отцов [через] детей» (Раши к Малахи, 3:24).

Если в процессе воспитания наших детей мы почувствуем, что действительно приходим к тшуве — в характере, в душе, разве может быть более разительное свидетельство, что наше окончательное избавление близко?

ВВЕДЕНИЕ

В течение тысяч лет родители занимаются воспитанием и образованием детей, но никогда еще к этому не было такого интереса, как в наше время. О воспитании издают сотни авторитетных книг, но, похоже, у родителей еще не бывало с детьми столько трудностей. Особенно остра проблема с дисциплиной, и многие родители теряются и не знают, что с этим поделать.

В прежних поколениях матери и отцы в основном следовали примеру своих родителей. Традиционные методы не подвергались сомнению. У родителей всегда был авторитет. А дети сознавали свой долг. Но наше поколение отвергло многое из того, что было принято в прошлом, и в том числе освященные временем способы воспитания. Были сформулированы новые принципы воспитания, основанные на утверждении равенства между родителями и детьми. Появились специалисты, утверждающие, что от детей больше нельзя ожидать подчинения своим родителям, но только добровольной кооперации. Более того, психологи расстроили всех, рассказав о пагубных эффектах неподходящего воспитания на вольнолюбивую душу маленьких детей.

Так, лишенные своего авторитета, родители стали чрезвычайно неуверенными и смущенными. Если некоторые родители верят в свою способность растить детей, многие, склонные к самоанализу, пересматривают и подвергают сомнению свои решения, действия и слова, и, мучимые комплексом родительской неполноценности, передают свой невроз детям. Для таких родителей воспитание стало напряженным, полным ощущений собственной вины испытанием, а не приносящим удовлетворение творческим переживанием, каким оно должно быть.

К счастью, еврейские родители, которые руководствуются Торой, все еще считают, что быть родителями значит занимать авторитетную позицию и контролировать своих детей. Еврейская традиция не приемлет никакого отказа от родительской ответственности. Тора учит родителей воспринимать детей как дар Б-га1. Их задача — воспитывать детей для жизни в служении Всевышнему — священна2 . В первую очередь это требует от родителей дать детям возвышенный пример таких черт характера, которые они хотят развить в них. Но одного этого недостаточно. Всегда будут случаи, при которых, чтобы обеспечить необходимое руководство, родители должны утвердить свой авторитет. Более того, мицва уважать и почитать родителей препятствует всяким равноправным отношениям. Хотя Тора считает родителей и детей равноценными, она предписывает им разные роли и разную ответственность.

Однако многие еврейские родители до некоторой степени попали под влияние времени, они запутаны и неуверенны в своей роди. Более того, хотя растить детей никогда не было легкой задачей, теперешнее изобилие и моральное разложение делают эту работу более трудной, чем прежде. Таким образом, многое еврейские родители нуждаются в ясном руководстве по вопросам воспитания детей, основанном на учении Торы.

Современные руководства для родителей критикуют «старые» методы воспитания как грубые, подавляющие и бесчувственные. Но если мы рассмотрим подход Торы к дисциплине детей, мы обнаружим, что, напротив, он полон тепла и любви и дарует детям великую свободу без определенных пределов. Гаон из Вильно, знаменитый мудрец Торы восемнадцатого столетия, писал, что детей следует увещевать «мягкими словами и упреками, которые они будут с охотой принимать»3 . Знаменитый педагог раби Шимшон Рефаэль Гирш пишет: «Никогда не требуйте от ребенка делать то, что не нужно и не важно; и не отказывайте в безобидных и обычных просьбах… Пусть ваш ребенок делает и имеет все, что вы ему позволяете, при условии, что это не ставит под угрозу его физическое и моральное благополучие»4 .

Но руководство в практических случаях неэффективно, если родители не научились контролировать свои чувства, без чего невозможно воплотить ценности Торы. Недостаточно просто рассказать родителям, что нужно быть спокойными и не сердиться, — они обычно это знают. Им нужно научиться тому, как это делать. Хотя в Торе есть конкретные советы по проблемам воспитания детей, многим людям трудно приложить их на практике.

То, что нужно, — это метод эмоционального контроля, который открывает перспективы Торы. Когнитивная психология, недавно развитая система, отвечает этой необходимости. Она учит тому, что мы способны изменить наш основной подход и поведение, и передает контроль в руки индивидуума.

Когнитивная психология учит, что нас расстраивают не сами жизненные события, а способ, которым мы научились их интерпретировать и оценивать. Этот подход направлен на то, чтобы изменить наши основные убеждения, вызывающие проблемы, помогая нам увидеть наши жизненные события в более позитивном свете. В результате мы начинаем действовать эффективнее и жизнь приносит нам большее удовлетворение.

В ситуации с воспитанием детей родители, которые хотят изменить свой способ реагирования на ребенка, должны сначала научиться думать иначе о поведении детей. Естественным результатом этого становится иное чувство родителей, иное восприятие их поведения. Тогда им будет легче контролировать свое собственное поведение и менять его.

А когда мы начинаем менять наши привычные реакции на происходящее, мы обнаруживаем, что в результате меняются наши чувства и способ мышления. Наши мудрецы учили: «Человек формируется действиями; его сердце и мысли всегда [следуют] за его делами»5 . Когда мы работаем над тем, чтобы изменить наше обычное поведение, мы утверждаем новый, более положительный образ мысли и чувств. А он уже влияет на новый стиль поведения. В сущности, так мы разрываем порочный круг, где дети неправильно себя ведут, родители расстраиваются и реагируют на это неконструктивно, и неправильное поведение продолжается.

В этой книге мы обрисуем учение Торы о воспитании, выраженное авторитетами Торы разных поколений. А открытия современной когнитивной психологии послужат для нас инструментом практического воплощения учений наших мудрецов.

Примечания

1. Мидраш Мидией, 31:10.

2. Обязанность родителей дать детям образование имеет несколько аспектов. Обязанность приучить их к исполнению заповедей — это раввинское постановление (Сука, 42а; Хагига, 4а), а обязанность отца учить сына Торе — заповедь от Всевышнего, из Торы (Дварим, 11:19). Кроме того, отец обязан учить сына хорошим качествам и профессии (торговле) (Рамбам, комм. к мишне Маког, 2:3). См. также раби Шимшон Рефаэяь Тирш, Хорев, т.2, раздел 548.

3. Эвен шлема, 6:5.

4. Раби Шимшон Рефаэль Тирш, Йесодот гахинух, т.2.

5. Сефер гахинух, 161.

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»