Темы: Еврейская молитва, Кавана, Шимшон Пинкус
… Часто нам бывает очень сложно целиком сконцентрироваться на молитве и освободить сердце от всех забот, чтобы максимально сосредоточиться на обращении к Творцу. Особенно тяжело подготовиться к молитве как следует, когда мы находимся в дороге. Однако способность преодолевать эти трудности — очень важное качество. Написано в «Песне Песней»: «Тысяча тебе, Шломо, и двести для охраняющих твой сад». Мудрецы объясняют: «Тот, кто учит Тору на привычном месте, получает награду в двести, а в непривычном — тысячу».
В книге «Нефеш Ахаим» (ч.2 п.10) написано: «Каждое слово молитвы или любого благословения поднимается ввысь на крыльях ангелов, чтобы исполнить свое предназначение, изменяя высшие миры». Таким образом, молящийся становится соучастником Творца в создании мира. Каждый разумный человек понимает, что недаром в создании молитвы участвовали 120 мудрецов, среди которых было несколько пророков, постигших своим священным пророческим духом пути строения всех миров. Они включили в молитву именно эти слова, так как видели и понимали, какую энергию способно нести каждое из них для создания миров и высших сил мироздания. По этой причине в Талмуде сказано о молитве: «Слова, стоящие в вышине мироздания» (Брахот 6). То есть сами слова стоят выше всех миров, управляя Творением. Как сказано (там же, ч. 13): «Они установили порядок молитв… С тех пор не было и не будет ни одной молитвы, которая похожа на другую, одежда утренняя не похожа на вечернюю, вечерняя на утреннюю, и один день на другой». Поэтому мудрецы говорят, что «испортивший не сможет поправить», то есть тот, кто пропустил хоть одну молитву, не может восстановить потерянное.
Говоря о том, что создает и изменяет молитва, необходимо упомянуть еще одну важную деталь. Каждому времени соответствует особый вид служения Б-гу, то, что нужно сделать сегодня, нельзя перенести ни на какое другое время. Каждому месту в пространстве также соответствует особый вид духовной работы. Тот, кто задумается над этим, получит заряд сил преодолеть одну их самых больших наших слабостей. Даже тот, кто старается, чтобы все его молитвы их были внятными и осмысленными, иногда, находясь в непривычной ситуации, например, в дороге, из-за текущих забот молится наспех. Чтобы преодолеть это испытание в служении Б-гу, нужно помнить, что новое место обязывает совершить священные действия, нужные именно здесь и именно в ту минуту, когда еврей находится там. Если этого не сделать здесь и сейчас, то этот камень в строении мироздания будет утерян навсегда.
Когда кто-либо из нас второпях молится Минху в дороге, сердце его «стучит»: «Завтра в ешиве помолюсь как следует!» А ведь это все равно, что сказать в Йом Кипур: «Завтра будет время помолиться!» Потерянное время никогда не вернется! И потому в Йом-Кипур, собирая все остатки сил, мы целиком отдаемся молитве, стараясь исполнить все возможное в этот день. Так же, устав в пути, нужно подумать, что хотя Йом Кипур вернется на будущий год, это место не вернется никогда, так же как невозвратима упущенная возможность помолиться именно здесь! Это неисправимо! Даже кое-как произнеся благословение на стакан холодной воды в дороге, можно упустить уникальную и единственную возможность близости к Б-гу. Об этом сказали праведники прежних времен, и есть на это намек в Талмуде (трактат «Йома» 86): «Что значит совершить тшуву? Раскаяться? Это значит — попасть в ту же ситуацию и не нарушить закон». Здесь есть и более глубокий намек. Мудрецы говорят, что исправить грех можно лишь в том месте, где нарушил заповедь. И хотя закон не обязывает нас к этому открыто, но во всем нужно видеть скрытые тайны Творца, поэтому, находясь именно в чужом месте, нужно молиться особенно старательно.
Есть еще одно часто встречающееся испытание. Каждый день мы торопимся, стараясь что-то успеть, подгоняем себя во время молитвы, опасаясь куда-то опоздать. Чтобы преодолеть это искушение, нужно немалое усилие, — ситуации меняются, время подгоняет…
Но обратимся к словам Талмуда («Брахот» 6): «Если кто-то привык каждый день приходить в синагогу, и однажды не пришел — то с него взыщется. Он будет наказан за то, что не положился на Б-га». Это звучит так просто и пронизывающе! Если еврей оставляет свою привычную духовную работу на один день ради «важных дел», то к нему взывают с Небес: «Нужно было положиться на Б-га в том, что упущенное не может принести тебе вреда, что все утраченное Вс-вышний восполнит тебе». Тем более, когда говорится не о посещении синагоги, а о постоянном богослужении, прерываемом для посторонних нужд. Даже если это необходимо, нужно было положиться на Б-га. Иногда во время чтения послетрапезной молитвы «Биркат Амазон» звонит телефон, и мы прерываем молитву, пытаясь мычанием и намеками дать понять, что не можем говорить. Именно о такой ситуации и сказали мудрецы: «Ты должен был положиться на Творца в том, что дела никуда не “убегут”!»
На эту тему я слышал замечательную историю. Один из праведников нашего поколения летел из Израиля в Америку. Самолет делал промежуточную посадку в Париже. В синагоге парижского аэропорта он встал, чтобы помолиться. Во время молитвы этот человек вдруг услышал объявление, призывающее пассажиров его рейса немедленно вернуться на борт. Он мог бы помолиться побыстрее, чтобы не опоздать, и в этом не было бы никакого нарушения Закона. Тем, кто часто летает, известно, насколько это трудное испытание — «застрять» в незнакомом чужом городе. Задержка обычно длиться не меньше суток, а багаж стоит дороже, поскольку он летит отдельно от пассажира. А к тому же есть необходимость срочно добраться до нужного города, где тебя ждут! Есть множество причин поторопиться, но наш знакомый этого не сделал, он продолжил молиться внимательно и медленно как обычно и … опоздал на самолет.
Об этом напоминают слова Рамбама («Законы служения в Храме» гл.2 п.5): «Коэн (священник), вышедший из Храма во время служения, должен быть казнен, как сказано: “Не выходите из ворот Храма, чтобы не умереть”». То есть запрещено уходить, оставив свою службу, когда торопишься и нетерпелив. Автор «Кесеф-Мишне» добавляет, что даже если у коэна умер кто-то из близких, и по закону ему нельзя служить в Храме, все равно, если он покидает Храм в смятении, не дождавшись смены службы, это считается пренебрежением Храмом. Он нарушает закон, а значит, заслуживает казни. Если задуматься, это очень близко к нашей теме!
Люди, устоявшие в подобном испытании, рассказывают, что кроме закона, запрещающего убегать поспешно из синагоги, есть еще две важные детали. Во-первых, следует надеяться на Б-га, ведь поскольку все в Его руках, то конечно, выполняя Его волю, ничего не потеряешь. Во-вторых, когда во время служения Б-гу вдруг возникла необходимость куда-то ехать, стоит подумать о следующем. Допустим, ваша поездка будет исполнением воли Всевышнего, как все, что происходит с нами. Но, молясь здесь в этот момент, вы уже выполняете Его волю, зачем же куда-то ехать, чтобы исполнить ее? Зачем готовиться к будущей связи с Творцом, если сейчас эта связь уже существует в молитве?
Впрочем, вcе приведенные примеры мы привели не для того, чтобы научить читателей упорствовать в преодолении испытаний в трудные минуты, ведь иногда действительно необходимо быстро и кратко молиться. В каждом случае — по-разному. Но мы рассказали истории о праведниках и их поступках, чтобы научиться у них тому, что не стоит отрываться от главного по мелочам, и во время произнесения благословений следует сосредоточиться, а не смотреть по сторонам, слушая все, что происходит вокруг. «Умный поймет и научится». И тот, кто победит в борьбе с собой и сумеет оставлять весь мир в стороне во время произнесения благословений, увидит, насколько Б-г будет ближе к нему, станет величественнее в Торе и духовной работе, и ему будет сопутствовать удача.
Есть важный и полезный совет, который поможет достичь концентрации во время молитвы в любой ситуации. Важное правило и обязательный закон в молитве и духовной работе — это специальная подготовка, которая необходима перед молитвой или выполнением любой другой заповеди. О подготовке говорилось в начале книги, но там вопрос рассматривался с другой стороны. Мы говорили, что еврейский закон требует подготовки к молитве, с помощью которой человек концентрирует все мысли на обращении к Творцу. Есть и другое понятие подготовки. Необходимо запланировать и рассчитать весь порядок работы заранее. Об этом сказано: «Вот я готов и подхожу» или «во Имя Единого Б-га». В Сидуре записано, что, выполняя каждую заповедь, нужно знать, что именно и как следует делать, чтобы это сделать лучше всего. Тогда духовная работа будет более цельной.
Например, очевидно, что молитвы Дней Трепета гораздо содержательнее и глубже ежедневных. Нельзя сказать, что это происходит только из-за особого старания, ведь многие стараются молиться тщательно в течение всего года. Но не всегда это удается, мысли разбегаются. А в дни Трепета молитвы приобретают совсем другое качество, их уровень повышается. Конечно, главная причина — в святости этих дней, но все же у этого явления есть и более материальное объяснение. Дело в том, что каждый еврей, а особенно тот, кто изучает Тору, готовится к этим молитвам весь год. Пусть каждый проверит себя: сколько раз в течение года мы говорим себе: «Вот придет Рош Ашана — я сделаю так-то, помолюсь так-то». И в дни месяца Элул даже те, кто не смог найти время заняться тшувой как следует, все же задумываются о суде Небес и представляют себя страстно молящимися. Изо дня в день по мере приближения Судного дня все больше напряжение, это приводит к тому, что в долгожданный день человек полностью сосредоточен на молитве и молится сосредоточенно, ни на что не отвлекаясь.
Даже тот, кто весь канун Рош Ашана провел в дороге, задержался в пути и приехал в нужное место за считанные минуты до захода солнца, представ перед Грозным Судом усталым и несобранным из-за головной боли, все-таки собирается с силами и молится в страхе и трепете. В другой день, наверняка, его молитва была бы несосредоточенной и спешной, но сейчас — Рош Ашана, и все по-другому. А почему? Потому что человек готовился к этому дню! Даже на пути он только об этом и думал!
— Куда и зачем я еду? В ешиву, к Ребе! В Рош Ашана!
Эти мысли врезались в сознание, создав образ удивительной молитвы — первой вечерней! А когда пришел этот трепетный момент, к которому столько готовились, молитва получилась цельной и сосредоточенной.
Это пример большой и сложной подготовки к молитве Судного Дня. Но в действительности, в ежедневной молитве можно, немного приложив воображение, достигнуть подобного, стоит только представить, перед Кем стоишь! Только необходимо сделать это задолго до момента встречи. И тогда в час молитвы мысли будут послушно концентрироваться на обращении к Всевышнему, а молитва сама собой наполнится светом.
Источник этой мысли — слова мудрецов Талмуда («Брахот» 15): «Сказал рабби Йохонан: Тот, кто хочет принять на себя полное ощущение трепета перед Б-гом, пусть очистит тело, омоет руки, наденет тфилин, прочтет “Шма”, а потом молится». Это и есть полное принятие Власти Создателя…. Еврей как будто построил жертвенник и принес на нем жертву, как и сказано: «Омыл руки и взойду к жертвеннику». Предположим, что очищение тела — это условие для молитвы в чистоте, то есть телесная нечистота — это препятствие для молитвы. Получается, что избавление от нечистоты и зла — это отдельная заповедь, часть принятия власти Творца. Значит, в этом и заключается обязанность подготовки к молитве…
Полностью принять Власть Создателя мира — это значит не просто прочесть «Шма, Исраэль» и молитву, а тщательно планировать и готовиться к встрече со Шхиной, во Имя Б-га очищая свои мысли и душу, увеличивая в сердце трепет перед Небесами. Таким образом, с приближением времени молитвы в сознании уже сложится живой образ служения и концентрация на обращении к Творцу будет полной. Это и есть необходимая, упомянутая мудрецами подготовка к молитве. Чем лучше подготовка, тем больше возвышение.
Раввин из Бриска говорил, что готовится к Авдале после шабата в течение нескольких часов. В действительности никто не видел его сидящим в уединении в это время. Он беседовал с людьми, исполнял другие заповеди. Конечно, не в наших силах измерить высоту мысли великого человека. Все же мы понимаем, что означала его подготовка. Уже за несколько часов до исхода Субботы сознание раввина настраивалась на то, что совсем скоро будет Авдала!
Приведем пример. Хирургу предстоит сложная и опасная операция. За несколько дней до нее, а особенно в день операции, даже если она должна состояться после обеда, все его мысли полностью поглощены предстоящим. В его поведении не заметно ничего особенного, он позавтракал, разговаривал с людьми — все обычно. В действительности мысленно врач готовится к операции и планирует ее во всех деталях. Так же было и с раввином из Бриска. Авдала была для него трудной операцией. О ней сказано в Талмуде: «Поскольку она мудрость, то поместили ее в молитве в благословении о мудрости». То есть в постижении Авдалы заложена глубокая мудрость, поэтому уже задолго до нее раввин был посвящен этому делу — отделению святого от будничного!
Теперь вернемся к нашей теме. Что предпринять человеку, чтобы он смог хорошо молиться даже в дороге. Приведем пример. Ученик ешивы в каникулы едет с друзьями к морю, чтобы набраться сил для предстоящей учебы. Он отдыхает, купается, укрепляет тело, и все во Имя Небес. В половине шестого он одевается и собирает вещи, готовясь отправиться в обратный путь. Без четверти шесть он вспоминает, что солнце заходит в шесть, а он еще не молился Минху. Парень сразу же кладет сумку на песок, о него же вытирает руки и начинает молиться «Шмоне эсре». Давайте задумаемся, сможет ли он нормально помолиться? Тем более, что, начав молиться, ученик ешивы вспоминает, что стоит поторопиться, чтобы не пропустить автобус…
Но что же делать в такой ситуации? Необходимо заранее, уже в половину пятого, начать готовиться к Минхе. Даже в воде он мог бы подумать о своей молитве, и, понимая, что молиться в синагоге уже не суждено, представить себе особую молитву в том месте, где до сих пор, может быть, еще никто и никогда не молился, и его обращение к Творцу откроет здесь новые ворота в Небо. Никто не знает, что именно исправит эта молитва? Ведь, как мы знаем, нет ни одной лишней молитвы, возможно, именно это обращение к Всевышнему поможет исполниться всем его просьбам. Немного фантазии, немного правдивых мыслей о важности предстоящей молитвы… Затем он выйдет из моря на десять минут раньше, чтобы проблема возможного опоздания на автобус не занимала его, найдет место поспокойнее, приложит усилие для сосредоточения и, когда придет время начать, молитва будет прочитана с замечательными чувствами. Минха получится отличная, которой уже давно не было!
Дорогой читатель! Приведенные выше простые примеры основаны на секретах работы над качеством молитв многих святых праведников, понимающих смысл простого общения с Б-гом. Человек, который должен за считанные часы долететь до Луны, напряжен и сосредоточен, он все время думает о предстоящем приключении. Что же должен испытывать тот, кто в одну секунду возносится выше всего мироздания и оказывается перед Престолом Творца, чтобы быть соучастником в сотворении и улучшении мира. Поэтому праведники долгие часы были поглощены подготовкой к молитве, трепеща перед встречей с Создателем. Нам же неимоверно трудно сосредоточиться на молитве, ведь мы начинаем думать о ней сразу после ее начала, «вдруг» вспоминаем о ней.
Но тот, кто приучит себя готовиться к молитве, поднимется на новый уровень молитвы и сделает свое общение со Всевышним полным. Не нужно особенно много мечтать, необходимы реальные мысли, способные подчинить себе все действия и привести к концентрации. Нужно быть готовым стоять перед Б-гом каждый день, а особенно в необычных ситуациях. Это касается не только молитвы, но и учебы. По дороге запланировать учебный материал, подготовить план действий, чтобы учеба не была спонтанной. Такой подход превратит работу над собой из тьмы в свет. Он не требует особых затрат времени или уединения, его можно использовать даже во время завтрака или в дороге. Этот метод способен возвысить до нового уровня и сделать счастливым!
В заключение приведем известные слова Рамбама: «Когда встанешь от книги, поищи, как применить изученное». Зная это, добавим к объяснению названий молитвы, которые были выражены иногда в не всем доступной форме, эмоциональное выражение. А вы, дорогой читатель, можете поискать в книжном объяснении каждого из имен молитвы возможность их применения.
Это очень полезно в час нужды, когда срочно нужно молиться о чем-то. В это время нужно применить все формы молитвы. Во время чтения псалмов или других молитв полезно записать на листе и положить перед глазами все названия молитвы и отвести каждой несколько минут.
Например.
Минута упрашивания: просьба, исток которой в понимании глубины беды.
Вопль: крик из глубины сердца.
Крик: призыв о помощи Творца, не оформленный в слова, выражающие просьбу.
Стон: безмолвное выражение боли.
Радость: песнь перед милосердным Владыкой, слышащим и внимающим.
Стук: упорная просьба, повторяющаяся много раз, пока не услышат и не примут.
Призыв: взывание к Б-гу от всего сердца, стоя лицом к лицу пред Шхиной, зная, что Он слышит, называть Б-га Его Именем Бесконечного Милосердия.
Падение ниц: самопожертвование, самоотверженность. Все спасение только от Него. Полная зависимость.
Моление: ощущение реальности всех определений молитвы и близости к Б-гу, понимание Его Всемогущества и полной зависимости от Него.
Упрашивание: минута истины, просьба помочь, не взирая на отсутствие заслуг.
Просьба: обращение с просьбой выполнить то, о чем просят, ради самого Б-га
Стояние (перед Б-гом): трепет перед Творцом мира, стоя непосредственно перед Ним, имея на то право, ощущая, что само состояние выше исполнения просьбы.
Долгопрошение: повторение вновь и вновь.
Молитву следует дополнить правильными мыслями. Сконцентрироваться на том, что молились ради Самого Творца, ради страдания Его Шхины, добавить, чтобы Вс-вышний помог всем нуждающимся евреям, чтобы молитва имела силу общественной. Все это сделает молитву полной и цельной.
В заключение добавим, что все содержание книги — дать хорошие советы, как лучше использовать замечательное и важное занятие, от которого зависит жизнь. Но чтобы ни было предпринято, нужно ко всему добавить молитву. А что сделать, чтобы хорошо помолиться? Прочесть все нужные книги, добыть нужные советы, поработать над собой, — но в конце помолиться и об этом!
И можно вновь взять все десять названий молитв или выбрать какие-то отдельные по своему вкусу, и, используя их, помолиться об успехе в молитве:
1) почувствовать ее необходимость и насущность, ведь молитва без нужного содержания — настоящее горе!
2) просить устранить все преткновения на этом пути.
3) умолять сделать молитву более глубокой;
4) выражать боль о том, что мысли витают по всему свету и трудно собраться и сконцентрироваться;
5) радоваться, что сам Вс-вышний наш собеседник, помогающий к Нему обратиться;
6) настойчиво требовать, мы не «отстанем», пока не пожалеют, не услышат, ведь Б-г хочет этой упорности, и т.д.
И пусть Вс-вышний услышит молитву и молитву о молитве, примет их и исполнит, а с ними и просьбы всех жаждущих, амен!
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего