Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Бешалах, Недельная глава, Антисемитизм, Амалек, Реувен Пятигорский, Исход из Египта, Ман, Рассечение моря
Сломленный катастрофами, грозный фараон согласился отпустить евреев. Удары, обрушившиеся на Египет, убедили его в правильности такого политического шага.
Итак, весна 2448 года от Сотворения мира.
15 число месяца нисан, утро. Шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, пересекают границу Египта и проходят из города Рамсес в местность, которая называется Сукот.
16 число. Евреи выходят из Сукот и разбивают лагерь на границе с пустыней в районе Этам.
17 число. В том году этот день пришелся на субботу. Стоят лагерем.
18 число. Начинается подготовка к долгому путешествию. Выходят из лагеря. Впрочем, сначала, чтобы запутать египтян, евреи поворачивают и идут назад. Фараон получает донесение: «Блуждают они по этой стране, заперла их пустыня». Наконец, на берегу моря, около места Пи-Ахирот, еврейские колонны встают лагерем.
19 число. Фараон решает вернуть беглецов. Объявляется срочная мобилизация.
20 число. Колесницы фараона настигают евреев у берега моря.
Увидев погоню, евреи пугаются и «вопят к Всевышнему».
21 число (соответствует последнему дню праздника Песах).
Написано: «Моше простер свою руку над морем — и навел Всевышний сильный восточный ветер, который дул всю ночь. Расступилась вода — и превратилось море в сушу. Пошли сыновья Израиля по суше через море.
Погнались за ними египтяне. И вот… простер Моше руку над морем — и оно вернулось. Обрушилась вода на египтян и накрыла все их войско, так что не осталось ни одного человека. А сыновья Израиля прошли по суше через море. Вода же стояла стеной справа и слева от них».
Мидраш рассказывает, что, попав в трудное положение, евреи раскололись на четыре группы: одни сказали — лучше утонем в море, вторые — надо вернуться, третьи — будем воевать, четвертые — давайте откупимся. И никто не догадался, откуда придет помощь.
Именно в эти минуты евреи впервые предъявили претензии Моше: «Разве недостаточно могил в Египте, что ты вывел нас умирать в пустыню?» Как поступил Моше? Стал молиться. Молитва помогает, об этом знают все поколения нашего народа. Но смотрите, что написано: «И сказал Всевышний Моше: что ты кричишь ко Мне? Скажи сыновьям Израиля, чтобы они двинулись!» Идите с верой в свою правоту, а Я спасу.
Народ ликовал, когда увидел, что враг погиб. Но излив всю радость в песнях, снова вернулся к ропоту: дай нам хлеба, дай мяса, дай воды в этой безводной пустыне. Форма жалоб и претензий была оригинальной: «О, дали бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у горшков с мясом, когда досыта ели хлеб!» Красивая жалоба, не правда ли? Не сказали — когда мы ели досыта мясо, — обманывать не умели, а сказали — ели хлеб.
У горшков же с мясом только сидели. Сидели и смотрели, как его едят египтяне. А теперь — дай нам мяса! Получили они и мясо, и хлеб. Наелись досыта. С мясом даже несколько перестарались. Что касается хлеба, то выпал ман («манна небесная»). Собирали его каждый день с утра. В пятницу получали двойную порцию — чтоб хватило и на субботу. Ели в готовом виде. На вкус при общей строптивости никто не жаловался сорок лет; значит, был вкусен.
Но ропот продолжался. Причем выражался он чисто по-еврейски. В то время как любой другой народ кричал бы «ой, как плохо!» — евреи, кроме «ой, как плохо», кричали: «зачем нас обманули? зачем мы сюда приехали?» — извините, «зачем мы сюда пришли?» Ехали — это через три тысячи лет.
Глава завершается поучительным эпизодом. Поссорившись с Моше, евреи усомнились: «Да есть ли Всевышний среди нас, или нет?» (Уж не про российских ли евреев вся эта история?) И тут же следующая фраза: «И пришел Амалек (внук Эсава, ненавистник евреев), и воевал с Израилем». Проверьте сами:17‑ая глава книги Шмот, стихи — 7 и 8.
Амалек — враг евреев, антисемит. Говорят, в мире есть две идеи, за которые люди готовы пожертвовать жизнями, — иудаизм и антисемитизм.
Обычное человечество более менее равнодушно к идеям и предпочитает им сытое существование. Но евреи, как народ, на равнодушие просто хронически не способны (хотя от сытого существования тоже не откажутся). Не меньшими подвижниками идеи являются и вечные антагонисты евреев, антисемиты, — только у них другая идея, прямо противоположная еврейской. У евреев — поиск справедливости, а у анти-евреев — поиск еврейской погибели. Они сами согласны пострадать, лишь быть причинить максимальное зло потомкам Авраама, Ицхака и Яакова. Нацистская Германия уже катилась под откос, на фронтах из-за нехватки составов кончались боеприпасы, а железнодорожная служба рейха исправно отправляла обреченных евреев в лагеря. Гибель евреев — вот цель Амалека, вот в чем он видит смысл своей жизни.
Все зависит от нас. Если мы не оставляем Тору — будет нам помощь и на море, и в пустыне. Но как только усомнимся — «да есть ли с нами Всевышний?» — сразу же приходит Амалек.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.