Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Бешалах, Недельная глава, Антисемитизм, Амалек, Реувен Пятигорский, Исход из Египта, Ман, Рассечение моря
Сломленный катастрофами, грозный фараон согласился отпустить евреев. Удары, обрушившиеся на Египет, убедили его в правильности такого политического шага.
Итак, весна 2448 года от Сотворения мира.
15 число месяца нисан, утро. Шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, пересекают границу Египта и проходят из города Рамсес в местность, которая называется Сукот.
16 число. Евреи выходят из Сукот и разбивают лагерь на границе с пустыней в районе Этам.
17 число. В том году этот день пришелся на субботу. Стоят лагерем.
18 число. Начинается подготовка к долгому путешествию. Выходят из лагеря. Впрочем, сначала, чтобы запутать египтян, евреи поворачивают и идут назад. Фараон получает донесение: «Блуждают они по этой стране, заперла их пустыня». Наконец, на берегу моря, около места Пи-Ахирот, еврейские колонны встают лагерем.
19 число. Фараон решает вернуть беглецов. Объявляется срочная мобилизация.
20 число. Колесницы фараона настигают евреев у берега моря.
Увидев погоню, евреи пугаются и «вопят к Всевышнему».
21 число (соответствует последнему дню праздника Песах).
Написано: «Моше простер свою руку над морем — и навел Всевышний сильный восточный ветер, который дул всю ночь. Расступилась вода — и превратилось море в сушу. Пошли сыновья Израиля по суше через море.
Погнались за ними египтяне. И вот… простер Моше руку над морем — и оно вернулось. Обрушилась вода на египтян и накрыла все их войско, так что не осталось ни одного человека. А сыновья Израиля прошли по суше через море. Вода же стояла стеной справа и слева от них».
Мидраш рассказывает, что, попав в трудное положение, евреи раскололись на четыре группы: одни сказали — лучше утонем в море, вторые — надо вернуться, третьи — будем воевать, четвертые — давайте откупимся. И никто не догадался, откуда придет помощь.
Именно в эти минуты евреи впервые предъявили претензии Моше: «Разве недостаточно могил в Египте, что ты вывел нас умирать в пустыню?» Как поступил Моше? Стал молиться. Молитва помогает, об этом знают все поколения нашего народа. Но смотрите, что написано: «И сказал Всевышний Моше: что ты кричишь ко Мне? Скажи сыновьям Израиля, чтобы они двинулись!» Идите с верой в свою правоту, а Я спасу.
Народ ликовал, когда увидел, что враг погиб. Но излив всю радость в песнях, снова вернулся к ропоту: дай нам хлеба, дай мяса, дай воды в этой безводной пустыне. Форма жалоб и претензий была оригинальной: «О, дали бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у горшков с мясом, когда досыта ели хлеб!» Красивая жалоба, не правда ли? Не сказали — когда мы ели досыта мясо, — обманывать не умели, а сказали — ели хлеб.
У горшков же с мясом только сидели. Сидели и смотрели, как его едят египтяне. А теперь — дай нам мяса! Получили они и мясо, и хлеб. Наелись досыта. С мясом даже несколько перестарались. Что касается хлеба, то выпал ман («манна небесная»). Собирали его каждый день с утра. В пятницу получали двойную порцию — чтоб хватило и на субботу. Ели в готовом виде. На вкус при общей строптивости никто не жаловался сорок лет; значит, был вкусен.
Но ропот продолжался. Причем выражался он чисто по-еврейски. В то время как любой другой народ кричал бы «ой, как плохо!» — евреи, кроме «ой, как плохо», кричали: «зачем нас обманули? зачем мы сюда приехали?» — извините, «зачем мы сюда пришли?» Ехали — это через три тысячи лет.
Глава завершается поучительным эпизодом. Поссорившись с Моше, евреи усомнились: «Да есть ли Всевышний среди нас, или нет?» (Уж не про российских ли евреев вся эта история?) И тут же следующая фраза: «И пришел Амалек (внук Эсава, ненавистник евреев), и воевал с Израилем». Проверьте сами:17‑ая глава книги Шмот, стихи — 7 и 8.
Амалек — враг евреев, антисемит. Говорят, в мире есть две идеи, за которые люди готовы пожертвовать жизнями, — иудаизм и антисемитизм.
Обычное человечество более менее равнодушно к идеям и предпочитает им сытое существование. Но евреи, как народ, на равнодушие просто хронически не способны (хотя от сытого существования тоже не откажутся). Не меньшими подвижниками идеи являются и вечные антагонисты евреев, антисемиты, — только у них другая идея, прямо противоположная еврейской. У евреев — поиск справедливости, а у анти-евреев — поиск еврейской погибели. Они сами согласны пострадать, лишь быть причинить максимальное зло потомкам Авраама, Ицхака и Яакова. Нацистская Германия уже катилась под откос, на фронтах из-за нехватки составов кончались боеприпасы, а железнодорожная служба рейха исправно отправляла обреченных евреев в лагеря. Гибель евреев — вот цель Амалека, вот в чем он видит смысл своей жизни.
Все зависит от нас. Если мы не оставляем Тору — будет нам помощь и на море, и в пустыне. Но как только усомнимся — «да есть ли с нами Всевышний?» — сразу же приходит Амалек.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.