Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш
Бороться с дурным невозможно с позиции лени и грусти. Следует очистить сердце от всякой грусти и заботы о делах этого мира и все принимать с радостью. Тяжелое также к добру, но,добро это еще не открыто.

Должно быть известно общее правило: так же как в борьбе за физическое преобладание, например когда двое борются друг с другом, чтобы друг друга повалить на землю, — если один из них борется лениво и тяжело, он с легкостью будет побежден и упадет, даже если он сильнее другого[1]. Точно так же и в борьбе с дурным влечением невозможно победить при лености и тяжеловесности, возникающих из-за грусти и отупения сердца, [ставшего] как камень, а лишь при проворности, вызываемой радостью и раскрытием сердца, чистого и свободного от всякого следа заботы и грусти в этом мире.

И если написано: «От всякой грусти будет преимущество»[2], следует понимать, что будет от этого какое-то преимущество и достоинство. И напротив, видно из этих слов, что в самой грусти нет достоинства, и лишь будет от нее какое-то преимущество, а именно истинная радость во Всевышнем Б-ге, наступающая после истинной грусти, [которой человек предается] в избран-, ное для этого время, [сокрушаясь] о своих грехах с горечью в душе и с разбитым сердцем, и этим он сломит дух нечистоты и стороны «ситра ахра» и железную преграду, отделяющую его от Отца его, Который в небе, как сказано в книге «3oгар» о словах «Дух сокрушенный, сердце разбитое и т. д.»[3]. И тогда исполнится в нем то, что написано в начале этого стиха: «Дай мне услышать радость и веселье… Верни мне радость помощи Твоей и дух великодушный и т. д.»[4]. И это — простая причина того, что раби Ицхак Лурия, благословенна его память, предписал читать эту главу книги Тегилим после полуночного бдения перед тем, как начать изучение Торы, чтобы оно было в истинной радости во Всевышнем, наступающей после грусти. Ибо в такой радости есть преимущество, как в свете, появляющемся после тьмы, как написано в книге «Зогар» о словах «И видел я, что в мудрости есть преимущество перед глупостью, как есть преимущество света и т. д.»[5], — вдумайся в эти слова, и разумеющему сказанного достаточно. И написано ясно: «За то, что ты не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости и т. д.»[6], и всем известен комментарий раби Ицхака Лурии, благословенна его память, объясняющий эти слова.

И вот средство, рекомендуемое,для того, чтобы очистить сердце от всякой грусти и от всякого следа заботы о делах этого мира, даже о «детях, здоровье и пропитании». Всем известны слова наших мудрецов, благословенна их память: «Так же, как человек благословляет за добро и т. д.»[7]. И Гмара поясняет — принимать [все] с радостью так же как радуются добру, раскрытому и видимому, ибо это [ — все тяжелое и неприятное — ] также к добру, только оно не раскрыто и невидимо взору человека. Ибо оно — из Мира сокровения, который выше Мира раскрытия. Он проистекает от букв «вав»-«гей» имени Гавайе, благословен Он, а Мир сокровения — от букв «йод»-«гей». И потому сказано: «Блажен муж, которого Гавайе [“йод”-“гей”-“вав”-“гей”] поражает муками и т. д.»[8]. И потому сказали наши мудрецы, благословенной памяти[9], что о тех, кто с радостью принимает страдания, написано: «А любящие Его — как солнце, выходящее в силе своей»[10]. Ибо радость от любви [и желания] близости ко Всевышнему больше всей жизни этого мира, как сказано: «Ибо милосердие Твое лучше жизни и т. д.»[11]. Но близость Всевышнего гораздо более велика и неизмеримо более возвышенна в Мире сокровения, ибо «там скрывается мощь Его»[12] и «Всевышний пребывает в утаении»[13]. [Человек, с радостью принимающий страдания], удостаивается [видеть] в мире грядущем «солнце, выходящее в силе своей», и это — солнце, выходящее из-за покрова, которым оно скрыто в этом мире. В мире грядущем оно явится свободным от покрова, то есть — тогда раскроется Мир сокровения и засияет и засветит великим и сильным раскрытием для всех надеющихся на Него в этом мире и теснящихся в тени Его — в тени мудрости, а она — категория тени, а не видимого света и блага, и разумеющим довольно сказанного.

А что касается грусти, связанной с небесным, нужно искать путей, чтобы избавиться от нее. И ясно, что от нее нужно избавляться во время служения [Всевышнему], ведь человек должен служить Ему в радости и доброте сердечной. Даже если человеком, занимающимся торговлей и другими повседневными делами, в то время, как он этим занят, овладевает грусть и озабоченность, связанная с небесным, совершенно ясно, что это ухищрение дурного влечения, чтобы ввергнуть его затем в жажду [земного], да сохранит Всевышний. Ведь если не так, то откуда[14] появилась в нем истинная грусть, происходящая от любви ко Всевышнему или от страха перед Ним, в то время, как он занят делами? Так что, когда бы ни посетила его грусть, во время ли служения Б-гу изучением Торы или молитвой или не во время этого служения, человек должен вспомнить о том, что это не время для истинной грусти, даже для озабоченности из-за тяжких грехов, да сохранит Всевышний. Для этого человек должен специально избрать благоприятное время и размышлять ясным разумением о величии Всевышнего, перед Которым он согрешил, чтобы это сломило его сердце на самом деле в истинной горечи, как объясняется о таком времени в другом месте. И сказано там также, что сразу после того, как сердце его будет сломлено в предназначенное для этого время, пусть устранит из своего сердца грусть совершенно и уверует полной верой в то, что Всевышний простил его грех и что Он много прощает. И это и есть истинная радость во Всевышнем, наступающая после грусти, как говорилось выше.

К главе двадцать шестой

[1] Имеется в виду Б-жественная душа. Она местится в мозгу, а мозг властен над сердцем, а также, как уже говорилось, свет имеет преимущество перед тьмой, и Всевышний помогает в этой борьбе.

[2] Мишлей, 14:23.

[3] Тегилим, 51:19.

[4] Тегилим, 10:14.

[5] Когелет, 2:13.

[6] Дварим, 28:47.

[7] Брахот, 9:5. Он должен точно так же благословлять и при несчастье.

[8] Тегилим, 94:12.

[9] Йома, 23а.

[10] Шофтим, 5:31.

[11] Тегилим, 63:4.

[12] Хавакук, 3:4.

[13] Тегилим, 91:1.

[14] Так как высшие ступени Б-жественной души, не облекающиеся в тело, едины со Всевышним, возможно свыше побуждение души к покаянию в то время, когда человек занят совершенно иным, повседневными делами. В нем вдруг возникают мысли о покаянии, он твердо решает установить время для изучения Торы, участвовать в общей молитве и т. п. В таком случае не нужно ожидать особого времени, предназначенного для покаяния, он должен немедленно начать жить по-новому. Мысли обращены к тому, что в настоящем и в будущем, но автор говорит о том случае, когда человеком овладевает грусть по поводу прошлого, того, что в нем нарушено грехами. Если среди повседневных занятий человеком овладевает грусть из-за прошлого, это, наверное, ухищрение зла.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше