Темы: Недельная глава, Идолопоклонство, Ноах, Милосердие, Лев Кацин, Праведник, Заслуги, Отношения между людьми
— Спасите сына! — несколько лет назад с этими словами ко мне обратился отец трудного подростка, который попал в дурную компанию в одной из городских школ Бруклина. — Хочу перевести его к вам в еврейскую школу.
— Вы тоже можете учиться в нашей школе, — ответил я. — У нас есть специальные программы для родителей, которые помогают им воспитывать своих детей.
— Нет, я уже отрезанный ломоть, — отказался он.
Мне запомнились эти слова. К сожалению, неоднократо приходилось быть свидетелем того, как родители под разными предлогами отказывались работать над собой даже во имя спасения своих детей. Однако истина заключается в том, что для воспитания другого необходимо сначала воспитать себя…
Если спросить забросившего изучение Торы человека, почему он не заботится о своей душе, — тот ответит, что нет на это времени, так как приходится тяжело работать ради детей, — вспоминал рабби Буним из Паршисха. Когда его дети подросли, то и они были слишком заняты, чтобы уделять время своей душе. Конечно же, и они объясняли, что тяжело работают во имя своих детей…
«Хотел бы я видеть хотя бы одного праведного ребенка у таких родителей!» — восклицал рабби Буним…
«Вот дети Ноя: Hoй был праведным человеком… И было у Hoя три сына: Шем, Хам и Йефет» (Берешит 6:9—10).
Почему Тора начинает повествование со слов «Вот дети», но вместо того, чтобы сразу привести их имена — Шем, Хам и Йефет — вдруг прерывает повествование, соообщая: «Hoй был праведным человеком»? Для того чтобы научить нас секрету праведности Ноя, который относился к себе, как к своему первому ребенку, которого он должен вырастить праведником!
Тора учит нас тому, «что главное из произведенного на свет праведными людьми — их добрые дела», — поясняет Раши. К своим делам и к своей душе человек должен относиться так же бережно и с таким же вниманием, как к собственным детям. Так как в дальнейшем он для них станет примером для подражания.
О ком в первую очередь должен думать человек — о себе или о других? Почти два тысячелетия назад Гилель так сформулировал эту дилемму: «Если я не за себя, то кто же за меня? (Кто будет за меня заботиться о моей душе? — Л. К.) Но если я только за себя, то зачем я?» (Поучения Отцов 1:14).
Если ты не заботишься о своей душе, то не сможешь никому помочь. Заботиться о своей душе следует не из эгоистических побуждений, а во имя других людей, в противном случае, зачем ты живешь?
Мидраш повествует о том, что Авраам однажды спросил сына Ноя Шема: «Почему вы удостоились спасения во времена Потопа?» «Потому, что мой отец проявил милосердие к животным», — ответил Шем.
Получается, что Ной не заслуживал спасения. Ведь он был праведным человеком в отличие от «своего поколения» развратников и грабителей (Берешит 6:9). Да, Ной не делал зла, но может ли такой человек называться хорошим? Скорее вы назовете того, кто не делал зла, «неплохим». Чтобы человеку стать хорошим, ему недостаточно уйти от зла, он должен также творить добро.
Ной не творил добра и не заслужил спасения, а должен был погибнуть в водах Потопа, разделив участь людей своего поколения. Однако Ной был спасен, но не благодаря своим заслугам, а потому, что проявил милосердие к животным.
Если человек проявляет милосердие на Земле, то Всевышний (мера за меру) проявляет к нему милосердие на Небесах!
За какие грехи погибли люди во времена Потопа? «И извратилась земля перед Всевышним, и наполнилась земля грабежом» (Берешит 6:11). Раши поясняет: извратилась земля перед Всевышним — это разврат и идолопоклонство. По законам Торы, люди за это могли быть наказаны уничтожением. Однако грабеж не наказывается смертью. Тем более не понятно, почему Раши приводит слова Талмуда (Сангедрин 108) о том, что «Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабеж», ибо «Сказал Всевышний Ною: Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо наполнилась земля грабежом» (Берешит 6:13).
Впрочем, если бы люди проявляли милосердие друг к другу, то Всевышний продолжал бы милосердно ждать их раскаяния и не наслал бы на них Потоп. Однако люди были жестоки друг к другу, потому и не заслужили милосердия Небес. Они были наказаны — за разврат и идолопоклонство.
Почему члены семьи Ноя спаслись, ведь ни о ком из них не сказано, что они были праведниками? Тора намекает на ответ: «И я установлю Мой завет с тобою; и войдешь ты в ковчег, ты и твои сыновья, и твоя жена, и жены твоих сыновей с тобою» (Берешит 6:18). Почему Тора подчеркивает, что сыновья Ноя, его жена и их жены войдуг в ковчег «с тобою»? Всевышний проявил милосердие к семье Ноя и спас всех благодаря милосердию Ноя.
Талмуд рассказывает (Таанит 26), что однажды в вавилонском городе Шура разразилась эпидемия. Только одна улица не была затронута болезнью. Почему эпидемия не затронула целую улицу города, удивлялись жители. Тогда Небеса открыли тайну раву: один из проживающих на этой улице был человеком милосердным — одалживал лопату для погребения умерших от болезни. Милосердия этого человека хватило для того, чтобы спасти не только его, но и жителей улицы, на которой он жил.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»