Темы: Недельная глава, Берешит, Сотворение мира, Свобода выбора, Иврит, Лев Кацин, Адам
«Что в имени тебе моем?» — писал Пушкин. Перефразируя великого поэта, зададимся вопросом об имени первого человека: «Адам, что в имени твоем?» Почему Всевышний назвал первого человека Адамом?
Каждое слово на святом языке — иврите — несет определенную смысловую нагрузку. Тем более, имена героев Торы — это не просто «слова», о которых договорились родители, а имена — благословения, наполненные глубоким внутренним смыслом, во многом определившие судьбы названных. Если у еврея есть еврейское имя, то оно становится для него неким сосудом, принимающим духовную энергию благословения, которая содержится в имени. В любом случае, если родители нарекают своего ребенка каким-то именем, то в этом проявляется их родительское провидение, подобное пророческому дару. Если Всевышний дает имя творению своих рук — первому человеку, то мы имеем полное право задать вопрос: какой же смысл в имени Адам?
Тот, кто хоть немного знает иврит, свяжет имя Адам с однокоренным словом «адама», которое на святом языке означает — «земля». В этом свете понятно, что поскольку человек был «создан из праха земного» (Берешит 2:7), то есть из «адама», то и получил соответствующее имя — «Адам».
Тора связывает человека с землей. Ребе из Гур находит в этом удивительную символику. «Внимайте, небеса, и я говорить буду, и да слышит земля речи уст моих. Прольется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое» (Дварим 32:1—2). С этих слов песни, с которой Моисей обратился к еврейскому народу, начинается недельная глава «Хаазину». Почему слова Торы, подобно дождю и росе, спустятся с небес на землю? «Потому что человек подобен земле!» — пишет ребе в своей книге «Сфат Эмет».
Земля приносит плоды, так же и миссией человека в этом мире является приносить плоды — творить добрые дела.
Как в недрах земли сокрыты силы плодородия, так и в человеке сокрыты творческие, созидательные силы.
Искра Б-жья в человеке — это его душа, в которой проявляется подобие Творцу и стремление к творчеству.
Каждый еврей должен помнить, что в его душе огромный духовный потенциал святости, который необходим для исполнения его жизненной миссии — изучения и соблюдения законов Торы.
Без воды даже самая плодородная земля превращается в безжизненную пустыню, но достаточно пролиться дождю, как земля оживает и начинает давать плоды.
Так же и душа человека! Без Торы, которую мудрецы сравнили с чистой водой, душа еврея высыхает. Но если с небес в его душу спускается Тора, то пробуждаются творческие силы человека, и он приносит в этот мир плоды своей души — добрые дела!
Жить следует в плодородном месте, в котором в изобилии проливаются дожди, способствующие урожаю. Потому земледелец скрупулезно выбирает плодородное место для своего посева.
Человеку, который выбирает себе место жительства, следует искать плодородное (в духовном смысле) место. Лишь в Торе он найдет достойных для подражания учителей и благородных друзей. Люди Торы явятся тем дождем благословения, на водах которого будет взрастать человек, его семья, дети.
«Всему свое время, — учил мудрейший из людей царь Соломон. — Время сажать и время вырывать насаженное» (Экклезиаст 3:1—2). Аналогично существует и наиболее благоприятное время для посева в душе человека — плодородного изучения Торы. «Субботы и праздники были дарованы еврейскому народу для изучения Торы», — говорят мудрецы. В эти наполненные святостью дни с небес спускается особое благословение, и души людей открываются для Торы.
Человек обладает свободой выбора, а земля не выбирает, возразит читатель, указывая на важное отличие человека от земли. Это верно, однако у человека есть свобода выбора от нее отказаться, право выбрать однажды так, чтобы в дальнейшем прекратить сомневаться, колебаться и вновь и вновь выбирать, парирует «Сфат Эмет». Человеку могут надоесть постоянные взлеты и падения, непрерывная внутренняя борьба, являющаяся следствием этой самой свободы выбора творить не только добро, но и зло. Потому в один прекрасный день человек может вспомнить о своем источнике — о земле, которая, по закону природы, исполняет волю Творца и дает плоды. Вдохновившись этим примером, человек может открыть в себе иную природу давать плоды — творить добрые дела. Тогда станет человек естественным для себя образом, подобно земле, творить добро. К этому выводу и пришел царь Соломон в конце своей книги «Экклезиаст» (3:1—2): «Перед Всевышним трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — вся (суть) человека».
«Внимайте, небеса… и да слышит земля…» (Дварим 32:1). Почему, обращаясь к евреям, Моисей начинает разговор с упоминания о небесах и земле? Потому что в каждом из нас есть небеса и земля, возвышенная душа и приземленное тело. Человек должен добиться гармонии и согласия между духовным и материальным в себе «Небеса — небеса Всевышнего, — писал царь Давид (Псалмы 113:23—24. — А землю Он дал людям!» «Для того чтобы люди подняли землю до небес», — поясняет ребе из Коцка. Чтобы люди осветили материальные аспекты жизни духовным смыслом.
После греха первого человека Всевышний напоминает ему, откуда он и куда идет: «Возвратишься в землю, ибо из нее ты взят» (Берешит 3:19).
Почему Адам не был сотворен в первый же день, спрашивают мудрецы. Чтобы человек не возгордился. Ибо если человек не состоится, не исполнит своей миссии, то скажут ему на небесах: «Даже комар был сотворен раньше тебя!» Рав Барух Мордехай Эзрахи, глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме, объясняет, что комар, подчиняясь природным инстинктам, не обладает свободой выбора, и потому наверняка выполняет свое предназначение. Человек же обладает свободой выбора, однако если он выбирает зло вместо добра, то не выполняет своей жизненной миссии. И в этом смысле комар превосходит несостоявшегося человека. Потому Адам был сотворен лишь в шестой день — позже всех живых существ.
Если человек выбирает добро и реализует свою жизненную миссию, тогда мудрецы утверждают, что Адам был сотворен первым. В качестве доказательства этой мысли приводится самое начало Торы: «Вначале сотворил Б-г небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Всевышнего витал над водою». Где же здесь упоминание о творении человека? — удивится читатель.
Что ж, как раз сейчас следует вспомнить и о другом значении слова «Адам». Корень этого слова означает «быть подобным». Потому мудрецы указывают, что имя Адам можно перевести как «уподоблюсь Всевышнему». Ведь Б-г сотворил человека по образу и подобию Своему (Берешит 1:27). Когда же Всевышний «вдохнул в ноздри его дыхание жизни» (Берешит 2:7), то мудрецы говорят, что Всевышний вдохнул в человека часть Самого Себя. Потому-то в первых словах Торы о витающем «духе Всевышнего» мудрецы усматривают намек на будущее творение человека, в которого Всевышний вдохнет Свой дух.
Итак, решите, наконец, был ли сотворен человек первым или последним, нетерпеливо возмутится читатель. Что ж, в этом вопросе проявляется противоречивость самой природы человека, объединяющей тело и душу. Если видеть в человеке только материальное тело, то он ничем не отличается от животного мира. Распознав в человеке его душу, можно открыть в ней великие силы, являющиеся частью самого Творца. Потому Адам — человек, и это звучит гордо!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего