Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое слово на святом языке несет определенную смысловую нагрузку

Тайна имени

«Что в имени тебе моем?» — писал Пушкин. Перефразируя великого поэта, зададимся вопросом об имени первого человека: «Адам, что в имени твоем?» Почему Всевышний назвал первого человека Адамом?

Каждое слово на святом языке — иврите — несет определенную смысловую нагрузку. Тем более, имена героев Торы — это не просто «слова», о которых договорились родители, а имена — благословения, наполненные глубоким внутренним смыслом, во многом определившие судьбы названных. Если у еврея есть еврейское имя, то оно становится для него неким сосудом, принимающим духовную энергию благословения, которая содержится в имени. В любом случае, если родители нарекают своего ребенка каким-то именем, то в этом проявляется их родительское провидение, подобное пророческому дару. Если Всевышний дает имя творению своих рук — первому человеку, то мы имеем полное право задать вопрос: какой же смысл в имени Адам?

Тот, кто хоть немного знает иврит, свяжет имя Адам с однокоренным словом «адама», которое на святом языке означает — «земля». В этом свете понятно, что поскольку человек был «создан из праха земного» (Берешит 2:7), то есть из «адама», то и получил соответствующее имя — «Адам».

Душа плодородна

Тора связывает человека с землей. Ребе из Гур находит в этом удивительную символику. «Внимайте, небеса, и я говорить буду, и да слышит земля речи уст моих. Прольется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое» (Дварим 32:1—2). С этих слов песни, с которой Моисей обратился к еврейскому народу, начинается недельная глава «Хаазину». Почему слова Торы, подобно дождю и росе, спустятся с небес на землю? «Потому что человек подобен земле!» — пишет ребе в своей книге «Сфат Эмет».

Земля приносит плоды, так же и миссией человека в этом мире является приносить плоды — творить добрые дела.

Как в недрах земли сокрыты силы плодородия, так и в человеке сокрыты творческие, созидательные силы.

Искра Б-жья в человеке — это его душа, в которой проявляется подобие Творцу и стремление к творчеству.

Каждый еврей должен помнить, что в его душе огромный духовный потенциал святости, который необходим для исполнения его жизненной миссии — изучения и соблюдения законов Торы.

Вода и Тора дают жизнь

Без воды даже самая плодородная земля превращается в безжизненную пустыню, но достаточно пролиться дождю, как земля оживает и начинает давать плоды.

Так же и душа человека! Без Торы, которую мудрецы сравнили с чистой водой, душа еврея высыхает. Но если с небес в его душу спускается Тора, то пробуждаются творческие силы человека, и он приносит в этот мир плоды своей души — добрые дела!

Место для посева

Жить следует в плодородном месте, в котором в изобилии проливаются дожди, способствующие урожаю. Потому земледелец скрупулезно выбирает плодородное место для своего посева.

Человеку, который выбирает себе место жительства, следует искать плодородное (в духовном смысле) место. Лишь в Торе он найдет достойных для подражания учителей и благородных друзей. Люди Торы явятся тем дождем благословения, на водах которого будет взрастать человек, его семья, дети.

Время сажать

«Всему свое время, — учил мудрейший из людей царь Соломон. — Время сажать и время вырывать насаженное» (Экклезиаст 3:1—2). Аналогично существует и наиболее благоприятное время для посева в душе человека — плодородного изучения Торы. «Субботы и праздники были дарованы еврейскому народу для изучения Торы», — говорят мудрецы. В эти наполненные святостью дни с небес спускается особое благословение, и души людей открываются для Торы.

Выбрать — не выбирать!

Человек обладает свободой выбора, а земля не выбирает, возразит читатель, указывая на важное отличие человека от земли. Это верно, однако у человека есть свобода выбора от нее отказаться, право выбрать однажды так, чтобы в дальнейшем прекратить сомневаться, колебаться и вновь и вновь выбирать, парирует «Сфат Эмет». Человеку могут надоесть постоянные взлеты и падения, непрерывная внутренняя борьба, являющаяся следствием этой самой свободы выбора творить не только добро, но и зло. Потому в один прекрасный день человек может вспомнить о своем источнике — о земле, которая, по закону природы, исполняет волю Творца и дает плоды. Вдохновившись этим примером, человек может открыть в себе иную природу давать плоды — творить добрые дела. Тогда станет человек естественным для себя образом, подобно земле, творить добро. К этому выводу и пришел царь Соломон в конце своей книги «Экклезиаст» (3:1—2): «Перед Всевышним трепещи и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — вся (суть) человека».

Поднять землю до небес!

«Внимайте, небеса… и да слышит земля…» (Дварим 32:1). Почему, обращаясь к евреям, Моисей начинает разговор с упоминания о небесах и земле? Потому что в каждом из нас есть небеса и земля, возвышенная душа и приземленное тело. Человек должен добиться гармонии и согласия между духовным и материальным в себе «Небеса — небеса Всевышнего, — писал царь Давид (Псалмы 113:23—24. — А землю Он дал людям!» «Для того чтобы люди подняли землю до небес», — поясняет ребе из Коцка. Чтобы люди осветили материальные аспекты жизни духовным смыслом.

Человек — это звучит гордо!

После греха первого человека Всевышний напоминает ему, откуда он и куда идет: «Возвратишься в землю, ибо из нее ты взят» (Берешит 3:19).

Почему Адам не был сотворен в первый же день, спрашивают мудрецы. Чтобы человек не возгордился. Ибо если человек не состоится, не исполнит своей миссии, то скажут ему на небесах: «Даже комар был сотворен раньше тебя!» Рав Барух Мордехай Эзрахи, глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме, объясняет, что комар, подчиняясь природным инстинктам, не обладает свободой выбора, и потому наверняка выполняет свое предназначение. Человек же обладает свободой выбора, однако если он выбирает зло вместо добра, то не выполняет своей жизненной миссии. И в этом смысле комар превосходит несостоявшегося человека. Потому Адам был сотворен лишь в шестой день — позже всех живых существ.

Если человек выбирает добро и реализует свою жизненную миссию, тогда мудрецы утверждают, что Адам был сотворен первым. В качестве доказательства этой мысли приводится самое начало Торы: «Вначале сотворил Б-г небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Всевышнего витал над водою». Где же здесь упоминание о творении человека? — удивится читатель.

Что ж, как раз сейчас следует вспомнить и о другом значении слова «Адам». Корень этого слова означает «быть подобным». Потому мудрецы указывают, что имя Адам можно перевести как «уподоблюсь Всевышнему». Ведь Б-г сотворил человека по образу и подобию Своему (Берешит 1:27). Когда же Всевышний «вдохнул в ноздри его дыхание жизни» (Берешит 2:7), то мудрецы говорят, что Всевышний вдохнул в человека часть Самого Себя. Потому-то в первых словах Торы о витающем «духе Всевышнего» мудрецы усматривают намек на будущее творение человека, в которого Всевышний вдохнет Свой дух.

Итак, решите, наконец, был ли сотворен человек первым или последним, нетерпеливо возмутится читатель. Что ж, в этом вопросе проявляется противоречивость самой природы человека, объединяющей тело и душу. Если видеть в человеке только материальное тело, то он ничем не отличается от животного мира. Распознав в человеке его душу, можно открыть в ней великие силы, являющиеся частью самого Творца. Потому Адам — человек, и это звучит гордо!


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего