Как-то один еврей, который совершил несколько грехов, раскаялся и пришел к раву Нафтоли из Ропшица. Он хотел получить совет, как исправить сделанное им, однако не нашел душевных сил, чтобы признаться раву, что именно он совершил такие тяжелые грехи, и начал говорить от имени другого:
— Раби! У меня есть близкий друг, который недавно признался мне в частной беседе, что совершил такие-то и такие-то прегрешения. Сейчас, как я понял, он хочет исправиться, однако из-за тяжести совершенного стыдится признаться вам в этом. Он попросил меня прийти к вам за советом. А я перескажу ему, что нужно сделать, чтобы исправить содеянное.
Мудрый рав Нафтоли улыбнулся и сказал:
— Твой лучший друг меня удивляет. Зачем ему было нужно посылать тебя? Он мог бы сам явиться ко мне и сказать, что пришел по поручению друга.
Реб Зуша из Аниполи сумел накопить как-то десять рублей. Сумма довольно большая по тем временам. Он очень опасался, что воры украдут все его сбережения, и долго раздумывал над тем, где же спрятать деньги. В конце концов, он положил деньги в Хумаш (Пятикнижие) на ту страницу, где написана заповедь «Не укради», понадеявшись, что слова Творца остановят вора, и он не заберет последнее.
Через некоторое время деньги понадобились. Стал реб Зуша листать Хумаш, но не нашел десяти рублей. Обнаружил только пять на странице, где написана заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Удивленный реб Зуша воскликнул:
— Творец! Посмотри, какая разница между мной и этим евреем, который взял мои деньги. Когда у меня были десять рублей, я не думал о других и хотел все сохранить только для себя. Этот же неизвестный ограничил себя половиной суммы, думая о других.
Рав Айзик Хариф был очень недоволен уровнем знаний и качеством деятельности городского врача. Как-то раз, встретившись с ним, рав сказал:
— Наши мудрецы в трактате «Санэдрин» сказали: «Запрещено жить в городе, где нет врача». Мы, люди простые и ничего не понимающие в медицине, думаем, что в нашем городе есть врач, и поэтому здесь жить можно. Но вы-то человек образованный, разбирающийся в тонкостях врачебной практики, должны прекрасно понимать, что в нашем городе нет ни одного врача.
из журнала «Мир Торы», Москва
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»