Темы: Обручальное кольцо, Хупа, Свадьба, Кидушин, Муж и Жена, Мир Торы
«Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Именно с этими словами совершается обряд кидушин (посвящение) на каждой еврейской свадьбе. Когда-то кидушин проводился за несколько месяцев, а то и за год, до свадьбы. Не всегда его делали с помощью кольца. Для того, чтобы посвящение состоялось, жениху достаточно дать невесте любую вещь, стоящую пруту. (Прута — мелкая медная монета. Прим. автора.)
На первый взгляд, в кидушин нет ничего особенно нового для современного образованного человека. Каждый знает, что у всех народов были приняты похожие обряды обручения и обмена кольцами. Даже в советском ЗАГСе проходили подобные церемонии, сопровождающиеся торжественными обещаниями в присутствии свидетелей. Мы не должны отвечать за обычаи других народов и законы современных государств. Но следует попытаться понять смысл заповеди Торы. В чем же смысл процедуры кидушин, и какое отношение она имеет к собственно женитьбе?
Рамбам говорит:
— До дарования Торы мужчина встречал женщину на улице. Если они нравились друг другу и оба были согласны, то мужчина вводил женщину в дом, и они становились мужем и женой.
(Не следует думать, что речь шла о каких-то свободных отношениях. По закону сыновей Ноаха за разврат с замужней женщиной полагалась смертная казнь.)
После дарования Торы еврейскому народу заповедано совершать обряд кидушин — специальную процедуру, которая проводится до свадьбы. Во время кидушин жених в присутствии свидетелей передает невесте какой-то предмет (как правило, кольцо) и объявляет, что теперь эта женщина принадлежит только ему. Еврейская свадьба может состояться лишь после Кидушин.
Мы видим, что кидушин — это не собственно женитьба, а особенная заповедь, исполнение которой должно предшествовать свадьбе. Что говорится об этом в Талмуде?
Один из трактатов Талмуда (он так и называется «Кидушин») начинается словами: «Женщина приобретается (покупается)…» Эта формулировка должна привести в замешательство любого здравомыслящего человека. Неужели в Талмуде имеется в виду, что жену следует купить как предмет домашнего обихода? Конечно же, нет. Если бы жена покупалась, как покупается вещь, то тогда ее, наверное, потом можно было бы продать. Очевидно, что это не так. И, тем не менее, кидушин является по сути именно процедурой приобретения, и стоит разобраться, что собственно покупается.
Следует сказать, что далее в Талмуде спрашивается, почему автор Мишны называет эту процедуру то приобретением, то посвящением? Ответ на этот вопрос таков. Когда автор хочет употребить слово Торы, он говорит «приобретение», потому что в Торе написано: «Когда приобретет мужчина женщину…». А название «посвящение» дано мудрецами потому, что после кидушин невеста запрещается всем остальным. Она посвящена только своему жениху, подобно тому как приношение в Храм посвящено Всевышнему.
Там же в трактате «Кидушин» на следующей странице раби Шимон говорит: «…именно на мужчину возложено искать жену, а не на женщину. Это подобно тому, что человек, который потерял нечто, вынужден искать свою потерю…»
Оказывается, найти жену — значит, вернуть потерю.
Комментатор Талмуда Мааршо, объясняя это место, ссылается на трактат «Санэдрин» (39 А), в котором мудрецы обращают внимание на тот факт, что женщина была создана из «ребра» Адама, взятого у него во сне. Наверное, именно поэтому раби Шимон сравнил женщину с потерей. Ведь во сне Адам не мог заметить момент пропажи. Потом Всевышний привел к нему Хаву, которая была когда-то частью самого Адама, чтобы она стала его женой. Сам Творец вернул «потерю» Адама, и с Его помощью была создана самая первая на свете семья.
С тех пор все еврейские мужчины с помощью Творца ищут свою потерю, а о ее обретении сообщают во время Кидушин, радуя всех новостью, что нашлась та единственная, которая будет рядом до 120 лет. С этого момента жених и невеста могут начинать долгую и кропотливую работу по воссозданию утраченного единства, работать над созданием настоящей семьи, в которой муж и жена будут друг для друга единственными, как Адам и Хава в Ган Эдене.
Рав Александр Лейб Саврасов, из журнала «Мир Торы», Москва
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»