Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Запреты, Реувен Пятигорский, Желание, Десять Заповедей
Среди Десяти заповедей одна вызывает наибольшие трудности для тех, кто начинают соблюдать Тору, а именно последняя: «Не желай дома своего ближнего, не желай… его раба… его быка и т.д.» — Не желай! Раньше переводили более экспрессивным глаголом: не возжелай! чтобы подчеркнуть страстность природы самого чувства, которое заключается в жгучем, неодолимом стремлении получить вещь, принадлежащую другому. На иврите — ло тахмод, точный перевод — не увлекайся, не влачись за этим (слово того же корня, что и хамуд, привлекательный, приятный видом).
Но как можно приказать сердцу? Разве оно в нашей власти? И еще одна трудность: другие девять заповедей предполагают некоторое действие или запрет на действие: «не делай себе идола», «почитай своих отца и мать», «не кради»; а здесь — от какого действия нам приказано отклониться? От мысли? Но мысль — не действие, не поступок! И если даже приравнять ее к поступку, разве можно ее контролировать? Недаром говорят: свободный как мысль, полет мысли, сердцу не прикажешь.
Автор комментария «Эвен Эзра» поясняет: если человек поставит себе за правило всегда и везде правильно относиться к чужому владению (в оригинале написано «установит в своем сердце»), то ему никогда не придет в голову страстно чего-то хотеть. Когда мне известно, что определенная вещь вне досягаемости моих рук, я не могу ее «возжелать». В этом и заключается средство от нарушения заповеди: прежде чем в моем сердце загорится огонь желания получить, скажем, дом моего соседа, я заранее знаю, что мне этим домом ни при каких обстоятельствах не обладать, даже если у меня вполне хватает средств этот дом у своего соседа купить. Подобно тому как сын крестьянина никогда не будет мечтать о свадьбе с царской дочкой, так и я представляю, что чужая вещь, которая может оказаться предметом моей страсти, никогда не станет моей. Это то, что называется самовнушением.
Автор другой книги, «Бейт Алеви», приводит пример того же рода. Чтобы человек не попал в рабскую зависимость от своего влечения к чужому имуществу, надо на пути этого влечения поставить надежный заслон — страх. Предположим, человека пожирает неодолимый огонь желания обладать чужой вещью. Огонь надо срочно потушить. Для этого нужна вода. Ближайшая вода — в реке, но река скована льдом. Человек бежит к полынье и вдруг чувствует, что его ноги скользят по льду. Сейчас он упадет — и переломает себе кости. Нет сомнения, что при подобном самовнушении любой пожар в душе затихает. Страх одолевает огонь страсти.
Так создан человек: даже «придуманный» страх очищает душу от запретной жажды обладания. Что тогда говорить с страхе настоящем! Если Тора приказывает нам: «не возжелай» — значит, средство преодолеть это пагубное чувство у человека есть. И действительно, кто боится нарушить Тору и совершить постыдное действие (или помыслить постыдные мысли), тот выйдет победителем в вечной войне человека против своих врагов страстей и неконтролируемых желаний. Надо знать, что нет на этой войне ни перемирия, ни мирных переговоров, ни компромиссов. Или страсти делают нас своими рабами, или мы властвуем над ними. Все, что диктует нам необузданное сердце, превращает нас из свободных людей в невольников. И единственное наше оружие — страх превратиться в безвольное существо.
«Не ходите за своим сердцем» — призывает нас Тора. Эти слова, включенные в молитву «Шма», мы читаем по нескольку раз в день. Контролируйте свое сердце. Не давайте ему «возжелать».
Мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Мишлей 16:6): «Страхом перед Всевышним уклоняется (человек) от зла»
Теперь два слова о практической стороне вопроса. Еврейский закон звучит так (приводим его исключительно в качестве иллюстрации): человек, увидевший красивую картину, утварь, этрог или лулав (для исполнения заповеди, заметьте!), симпатичную квартиру и пр. и решивший приобрести понравившийся ему предмет, но видящий, что хозяин предмета не склонен продавать его ему, и только если «надавить» на хозяина, тогда есть вероятность, что тот уступит и продаст, — такой человек, обдумывающий планы, как устроить подобную сделку, нарушает заповедь «не желай дома своего ближнего». Даже если он собирается заплатить полную стоимость. Дальше если в результате переговоров ему не удастся склонить хозяина к продаже!
У закона есть много частных случаев. Например, запрещено
уважаемому лицу пытаться купить у другого человека вещь, если известно, что тот продаст ее исключительно из нежелания обидеть уважаемое лицо или из-за боязни осрамиться в глазах общества. Ни при каких обстоятельствах не покупайте то, что продается вам по единственной причине — чтобы вас не обидеть. Даже у друзей или родственников.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.