Темы: Гиюр, Ципора Харитан, Муж и Жена, Смешанный брак
Здравствуйте, уважаемая Ципора. Я прочитал Ваш ответ на вопрос «Сохранить ли смешанный брак?» и окончательно расстроился. Дело в том, что я женат на нееврейке, у нас прекрасная дочь и очень теплые отношения. Когда я женился, я и понятия не имел о том, что мне как еврею это нельзя. Ведь никто даже не сказал об этом. В моей нерелигиозной семье это как-то и не обсуждалось… Теперь я стараюсь быть религиозным человеком: сделал обрезание, читаю все молитвы, читаю Тору, ем кошерную пищу, отделяю маасер. Моя жена поддерживает меня, хотя сама не очень хочет тоже становиться еврейкой. Но я всегда ощущаю себя человеком второго сорта, когда общаюсь с другими религиозными евреями. Мне это уже надоело — получается, что вся моя религиозность — пустой звук. Очень обидно. Я не знаю, что мне делать. Разводиться я не хочу. Но сегодня прочитал в Вашем ответе «приговор» нашему браку. Подскажите, как мне держаться, ведь иногда даже и не хочется больше быть евреем. С уважением, Н.
Уважаемый Н.,
Очень сожалею, что мой ответ так на Вас подействовал. Я не судья и не Господь Б-г, чтобы выносить людям приговоры. Но раз Вы уже сравниваете мои высказывания с приговором, то позвольте заметить, что по одной и той же статье каждое дело рассматривают в отдельности и совершенно по-разному.
Из того вопроса, на который я отвечала, было абсолютно ясно, что нееврейская жена совершенно не уважает сами семейные отношения и само понятие семьи и брака с первых же дней их совместной жизни. Чем и доказывает: её совершенно не тянет к какой-то святости в этих отношениях.
Что касается Вас — неужели Вы думаете, не дай Б-г, что Всевышнему неизвестны были Ваши обстоятельства и что Вы в Его глазах грешник, а не человек, всеми силами стремящийся соблюдать мицвот? Совершенно ясно, что у Вас нет причины чувствовать себя «человеком второго сорта» в религиозном обществе, и, несомненно, Всевышнего радует Ваше желание приблизиться к Нему.
А так как Ваша жена это желание поддерживает и разделяет, то, видимо, и её душу притягивает к себе Святое начало. Но так как она, вероятно, ощущает, что Вы стесняетесь и чувствуете себя неловко из-за того, что брак смешанный, то и её стремление попасть в среду, где она может оказаться «человеком второго сорта», уменьшается.
Вместо того чтобы стыдиться себя и её, начните гордиться, и тогда, я думаю, Ваша жена будет больше готова серьёзно ознакомиться с иудаизмом. И если почувствует, насколько для Вас это важно, то, я надеюсь, с Б-жьей помощью у неё постепенно проснётся желание быть единой с Вами и в духовной области. Я говорю это на основании опыта очень многих смешанных пар, где один из супругов пришёл к истинной, настоящей тшуве, а так как они были людьми близкими, то и другой супруг принял еврейство. Во многих таких случаях смешанный брак оказался тем «фактором», который помог человеку пробудить корни Святыни в своей душе.
Что касается моего безапелляционного заявления о том, что души еврея и нееврейки — совершенно разной природы, то я имела в виду те случаи, когда нееврейский супруг проявляет полнейшее безразличие к тому, что важно для другой стороны, а иногда — и неприятие и отторжение.
Само собой, с точки зрения Галахи запрещено вступать в смешанные браки. Но мы говорим об этом в тех случаях, когда человек понимает, что его еврейство его к чему-то обязывает. А это совершенно не было Вашими обстоятельствами. А раз Всевышний дал этому браку совершиться, то будем надеяться, что у Него есть «план на перспективу» — приблизить вас обоих к Себе.
Желаю вам идти навстречу этому плану.
С большим уважением, Ципора Харитан
N.B.
Самое ужасное, что может сделать человек в Вашей ситуации, — это сказать себе, что раз я уже так серьёзно согрешил, то ни я, ни моя жена Всевышнему не нужны, а поэтому отстранимся от всей этой религиозности куда подальше. Вот это будет самая большая победа дурного начала, которой, я надеюсь, Вы ни за что не позволите свершиться.
Ещё раз с уважением, Ципора Харитан
Уважаемая рабанит Ципора!
Большое Вам спасибо за Ваш ответ на мою «претензию». Сейчас мне очень стыдно за то что я позволил себе в несколько резкой форме реагировать на Ваш ответ на сайте. Долгое время у меня не получалось собраться с мыслями, чтобы поблагодарить Вас за Ваше письмо. Оно очень помогло и помогает мне до сих пор. Когда у меня иногда появляются какие-то сомнения в религиозной жизни, я перечитываю его и всё опять становится хорошо! С Б-жьей помощью в нашем городе мы (я и ещё несколько ребят) организовали уроки Торы. А самое главное у меня появилась уверенность в своей религиозной позиции, какая-то «броня». И всё это произошло благодаря Вашему письму. Сейчас в канун 9 Ава я хочу попросить у Вас прощения и очень сильно Вас поблагодарить за поддержку.
С уважением и благодарностью, Н.
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»