Святые тексты — это духовно выделенные, возвышенные тексты. В еврейской Традиции статус святости имеют все тексты Устной и Письменной Торы, воспроизведенные полностью или частично, а также все комментарии к Торе. Носители святых текстов требуют к себе особенно трепетного и уважительного отношения. После того как они пришли в негодность, их необходимо поместить в гнизу. Тексты в электронном виде не имеют статуса святости.
Оглавление
Святость и книги [↑]
Что есть «святость» и что мы считаем святым? Святое — это то, что отчуждается от обыденного, всеобщего употребления и служит духовным целям. Мы знаем, что свят Храм, свята синагога, свята Земля Израиля, и весь еврейский народ называется святым потому, что он избран служить Б-гу. Еврейский народ должен стремиться к особой чистоте своих действий, речей и помыслов. Тогда соблюдается и святость речи, свободной от злословия, и действия освящаются высшим духовным смыслом.
Предметы, при помощи которых мы выполняем некоторые заповеди, также получают святость и сохраняют ее до тех пор, пока они пригодны для выполнения заповедей: лулав, цицит, субботние и ханукальные свечи и т.п.
Написано у Рамхаля: «…Все буквы, которые мы видим в Торе — суть проявления 22-х потоков Б-жественного света (орот), находящихся в высших мирах. Эти трансцендентные потоки Б-жественного света передают свой “свет” буквам, откуда и берётся святость самой Торы, святость свитка Торы, тфилин, мезуз и всех священных писаний. И сообразно святости, в которой они пишутся, — так возрастает влияние и энергия потоков Б-жественного света на сами буквы…»
Таким образом, существуют предметы, которые сами по себе имеют статус святости. Это свитки Торы, тфилин, мезузы, священные книги. По сути, это все те предметы, на которых начертаны слова Святой Торы — как Письменной, так и Устной в самом широком смысле, включая всевозможные комментарии.
Говорит Шулхан Арух:
«И также заповедь из Торы требует от каждого еврея купить себе святые книги, по которым он будет учиться и которые он сможет одалживать другим. А если он не в состоянии купить себе и свиток Торы, и книги, необходимые для изучения, то сначала пусть купит книги, по которым будет учиться. Сказали учителя наши благословенной памяти: “…И праведность его сохраняется навсегда” — сказано про человека, который пишет (или, что-то же самое, покупает) святые книги и одалживает их другим».
То есть каждому еврею предписывается преумножать в мире количество святых текстов как для собственного изучения, так и для обучения других — и таким образом способствовать тому, чтобы свет Торы пронизывал все наше существование.
Правила обращения со святыми текстами [↑]
В книге Решит Хохма (Шаар а-Йира, гл.15) приводится выдержка из Зоара: первое, с чего начинается суд над человеком в Рош а-Шана, это вопрос, относился ли он с должным уважением и трепетом к Вс-вышнему. Решит Хохма говорит, что это выражается в отношении ко всем вещам, в которых есть святость, в частности, к священным книгам. В чем выражается уважение к ним?
Предметы и книги, содержащие святые тексты, запрещено использовать в будничных целях, а тем более — совершать действия, которые оскверняют их. Данный запрет остаётся в силе даже тогда, когда они становятся непригодны для выполнения заповедей.
— Запрещено класть священные книги на пол или на землю (Рамо, Йорэ Дэа 282:7). Однако если книги находятся внутри какого-либо другого предмета, например, в коробке, сумке или пакете, то их можно ставить на землю (Микдаш меат 282:31, Гинзэй а-Кодеш 2:3, от имени Рава Элияшева зацаль и Рава Карелица шлита). Также разрешается заносить святые книги в туалет и ванную, если они находятся под двойным покрытием, то есть, например, в пакете, лежащем в сумке или кармане.
— Запрещено сидеть на стуле или скамейке, где лежат или стоят священные книги, однако если скамейка разделена на отдельные сиденья, то запрета нет (респонс Шевет а-Леви 3:11).
— Разрешено положить книгу на колени, однако запрещено облокачиваться на нее, когда она лежит на коленях, если только это не помогает изучению Торы (Рамо, Йорэ Дэа 282:7, Гинзэй а-Кодеш 2:7).
— Запрещено класть священные книги «лицом вниз». Открытую книгу тоже запрещено так класть, даже если это делают, чтобы не оставлять ее открытой. Тот, кто увидел книгу, которая лежит «лицом вниз», должен перевернуть, мидат хасидут также поцеловать ее. (Рамо, Йорэ Дэа 282:5).
— Запрещено оставить священную книгу открытой и уйти. Кроме того, что такое обращение с книгой неуважительно, это также приводит к тому, что забывается изученный материал (Бах, Шах, Йорэ Дэа 277:1). Разрешено покрыть чем-либо книгу и выйти. Существует мнение, что если человек отлучается на короткое время, то закрывать книгу не обязательно (Арух а-Шулхан 277, Гинзэй а-Кодеш 2:29).
— Тот, кто передает книгу другому человеку, должен сделать это правой рукой, соответственно, этот другой должен принять ее правой рукой. Левша должен делать это левой рукой (Сефер Хасидим 109, Мишна Брура 208:18).
— Если увидели, что книга упала на землю, необходимо сразу же ее поднять. При этом принято поцеловать ее. Если упали книги и другие вещи, необходимо поднять книги в первую очередь (Бейт Лэхем Йегуда 282, Арух а-Шулхан 282:11, Сефер а-Хасидим 923).
— Уважительное отношение к священным книгам состоит также в том, чтобы возвращать их на место после окончания учебы — помимо того, что это, безусловно, сокращает время их поиска и, соответственно, не приводит к битуль Тора (Лев Элиягу, Берешит 273, Мишнат Раби Аарон 3, стр.19).
Наибольшей степенью святости обладают рукописные свитки, затем идут печатные издания Торы, Танаха, сидуры и махзоры, сборники Мишны, Талмуд и т.д.
Когда мы кладем книги в стопку, Хумаш (Пятикнижие) можно класть на книги Пророков и Писания, а книги Пророков и Писания — друг на друга, но не на Хумаш. Все другие книги нельзя класть на Хумаш, книги Пророков и Писания. Между страницами святых книг нельзя оставлять какие-либо бумаги и другие предметы, не связанные с Торой.
Не разрешается оголяться перед святыми книгами, поэтому лучше вовсе не держать такие книги в спальнях и в других местах, где переодеваются, меняют детские подгузники и т.п. Если же это неудобно, то книжные полки занавешивают или накрывают другим образом.
Если существует опасность, что во время пожара сгорят свитки Торы и Танаха, тфилин, мезузы, святые книги, молитвенники и т.п., разрешается для их спасения напрямую попросить нееврея совершить запрещённую в шабат работу, даже если при этом необходимо нарушить запрет Торы. Поэтому разрешается просить нееврея (в случае необходимости) вынести их даже в общественное владение, чтобы спасти от огня, и тем более разрешается просить вынести их в те владения, в которые запретили вынос мудрецы. А в случае, когда невозможно вынести их даже в общественное владение, можно также разрешить просить нееврея погасить огонь. Если же там нет нееврея, разрешается также еврею вынести книги, содержащие святые тексты, в место, запрещённое для выноса мудрецами из-за отсутствия эрува. Но в место, запрещённое мудрецами по причине отсутствия ограды, не разрешили еврею выносить даже святые книги.
Гниза [↑]
Когда носители святых текстов приходят в негодность, их отвозят на специальные склады, где они хранятся в почете. Маленький склад такого типа есть почти в любой синагоге. Эти склады называются гниза. Потом то, что собралось на таких складах, отвозят в специальные места и с почетом хоронят содержимое гнизы в земле. Слово «лигноз» — переводится как «скрыть навсегда». Благодаря древним гнизам, захоронения которых сохранились до наших дней, мы получили возможность познакомиться со многими уникальными рукописями, сохранившимся только там.
В гнизу необходимо также помещать и различные еврейские издания (журналы, брошюры, информационные листки), если они написаны на иврите и содержат Имена Вс-вышнего. К периодическим изданиям на всех других языках, кроме иврита, это не относится, так как Имя Вс-вышнего может считаться Его Именем, только если оно составлено из букв ивритского алфавита. Буквы любого иного алфавита — лишь «имитация» Его Имени. По этой причине тексты, написанные, к примеру, на русском языке не бывают «священными».
Тем не менее, религиозные листки и брошюры на всех языках, кроме иврита, перед тем, как выбросить, надо обернуть бумагой или вложить их в непрозрачный полиэтиленовый пакет.
Электронные тексты? [↑]
Тексты Письменной или Устной Торы привносят в наш мир Свет Вс-вышнего, а материальная бумага, на которой они напечатаны, становится, образно говоря — сосудом для этого Света.
Совсем иначе дело обстоит с электронными носителями. Там информация — набор электрических сигналов, а надпись на экране — результат воздействия электрического тока на экранную матрицу, состоящую из огромного количества микроскопических точек (пикселей). Ни электроны, ни микрообъекты экранной матрицы невозможно увидеть глазом. Поэтому они не могут стать приемниками Света.
Таким образом, книга может иметь статус святости, а телефон, компьютер, планшет сам по себе — нет, поэтому и святые тексты в электронном виде не требуют к себе особого отношения. Тем не менее, если на экране телефона или компьютера открыт святой текст, то в таком виде нельзя заходить с ним в туалет.