Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а
Тема

Мамзер

Оглавление

Мамзер (ж. р. — мамзерет) — человек, родившийся от такой запрещенной связи, которая по Торе карается смертной казнью или каретом (наказание с Небес — «отсечение души»). Статус незаконнорожденного — мамзера — налагается на ребенка даже в том случае, если закон был нарушен случайно, и, следовательно, за нарушение не полагается смертная казнь или карет. И в любом случае, не только сам ребенок, появившийся на свет от подобных запретных связей, но и все его потомки будут в статусе мамзера. На мамзера налагается целый ряд серьезных ограничений, — например, он не может вступать в брак с другим евреем, если тот сам не мамзер (мужского пола) или мамзерет (соответственно, женского пола). Примером запретной связи, приводящей к мамзеруту, может являться прелюбодеяние — связь мужчины и замужней женщины. Другие примеры см. ниже.

О мамзеруте и ограничениях мамзера [↑]

Итак, мамзеру запрещено жениться (а мамзерет — выходить замуж) за «обычного» еврея. Можно вступать в брак только с мамзером/мамзерет.

Также, однако разрешен брак с гером или гийорет — это те, кто приняли иудаизм, пройдя гиюр.

А для мужчин-мамзеров есть еще одно решение, описанное в трактате Кидушин (Кидушин 69а) и принятое как алаха (закон) в кодексе Шулхан Арух (4:20, Эвен а-Эзер): можно жениться на «кнаанейской рабыне», то есть женщине, принявшей на себя соблюдение заповедей на уровне рабыни, и изменить статус ребенка, рожденного от нее, освободить из рабства — и тогда он будет кошерным евреем.

Для женщин-мамзерот такое решение не работает: ребенок от раба останется сыном женщины-еврейки, и, соответственно его статус будет таким же, как у его матери — т.е. его статус в качестве мамзера сохраняется. В случае же с матерью-«кнаанейской рабыней» статус мамзера на ребенке «прерывается», а затем потомки этого ребенка могут вернуться в народ Израиля.

Рамбам пишет, что такое послабление специально оставили, чтобы дать возможность потомкам мамзера вернуться, изменить свой статус.

Мамзер — такой же еврей [↑]

Законы о мамзеруте действительны и в наши дни, и поэтому того, кто несомненно является мамзером, раввинат объявляет таковым.

Несмотря на все эти серьёзные ограничения, мамзер считается таким же евреем, как и все остальные. Он обязан выполнять все заповеди Торы, подобно всем остальным евреям. А «обычные» евреи, в свою очередь, обязаны вести себя с ним в соответствии с законами Торы (например, любить, не обижать, поступать милосердно).

Мудрецы говорили, что если мамзер ведет праведный образ жизни, ему по силам сравняться с Первосвященником в духовном развитии.

Это отражается во многих практических аспектах и законах. Например, сказали мудрецы (трактат Орайот 13а), что если два человека находятся в опасности — мамзер-талмид хахам (мудрец Торы) и Первосвященник ам-аарец (невежда), то следует прежде всего спасти мамзера, а только потом первосвященника.

Как видим, ни один человек не лишен возможности личного совершенства, каким бы темным ни было его происхождение и какими бы страшными ни были грехи его родителей.

Причина существования мамзерута в мире [↑]

Теперь поговорим о том, зачем Б-г приводит в мир мамзеров.

Во-первых, можно в этом увидеть определенный урок. Как раз из-за того, что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями.

Но мы приведем и другое объяснение.

Всякий человек приходит в этот мир, чтобы исправить что-то своей жизнью. Часто это — результат ошибок прошлых воплощений, поэтому иногда рождаются дети-инвалиды, сироты и т.д.

Яркий пример, приводится в одной из хасидских историй. Рассказывается, что царица Эстер увидела в Будущем мире сказочный дворец (не стоит понимать это совсем буквально). Она захотела в него войти, но ей сказали, что несмотря на все ее заслуги перед народом Израиля, ей туда нельзя. Эти дворцы — только для тех, кто жил всю жизнь в крайней бедности, но остался верным Торе и Всевышнему. Она решила спуститься в этот мир еще раз, чтобы достичь такого уровня.

История продолжилась в Кракове, где у праведной еврейской женщины не было даже гроша, чтобы купить свечу на субботу. Не будем продолжать историю, но идея понятна.

Идея того, что наша жизнь — наша задача, а обстоятельства — условия этой задачи.

Тот, у кого есть такая задача, сможет иметь детей, а если человек не смог их иметь, значит воля Всевышнего была такова…В Израиле, например, есть несколько организаций помощи семьям, у которых пока нет детей. Несколько руководителей этих организаций сами бездетны, но они помогли сотням или тысячам людей стать родителями…

В общем, вывод: задача у человека может быть нетривиальной, а обстоятельства — это именно те условия, в которых Всевышний хочет, чтобы она была выполнена. И тот, кто был рожден мамзером, очевидно, имеет перед собой такую задачу от Всевышнего, которая может быть решена именно в таких условиях.

Выводить материалы