Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему одному человеку должно быть хуже ради того, чтобы у другого была возможность ему помочь?

Темы: Испытание, Страдания, Деньги, Милосердие, Мировоззрение, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я прочитал статью «Неидеальный мир идеальных возможностей» и хочу у Вас вот что спросить: Вы пишете, что Бог создал мир для того, чтобы хорошие люди смогли совершенствоваться. Но в чём виноваты те, кому причиняют зло, кто беден, болен, у кого всё плохо, те, за чей счёт другие будут становиться лучше, проявлять свои хорошие качества? Хорошо, недостатки должны быть, чтобы можно было совершенствоваться, но почему нельзя совершенствоваться менее болезненным способом? Роман

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роман!

Вы задаете хороший вопрос, который действительно логически вытекает из того, что написано в статье. Почему одному человеку должно быть хуже ради того, чтобы у другого была возможность ему помочь?

Прежде поясним, почему тем, кто помогает страдающим, нельзя совершенствоваться менее болезненным (для «объектов помощи») способом. Почему не сделать так, чтобы людям просто недоставало чего-то, что можно было бы им дать? Почему надо быть врачами, лечащими тяжелые и мучительные болезни, а не только строителями, бизнесменами, музыкантами? Так никто бы особенно не страдал, а у нас все равно была бы возможность творить добро.

Ответ: чем больше страдают те, кому мы помогаем, тем более глубокие эмоции мы испытываем и тем активнее действуем. Как следствие, тем более интенсивна наша жизнь и совершенствование мира и тем большее воздействие оно оказывает на нас самих. И тем мы становимся лучше и добрее, и получаем бОльшую награду. Врачи и спасатели наверняка ощущают особую гордость, что занимаются не просто каким-то добрым делом, а великим и святым. И «воины-освободители», если действительно являются таковыми, то только потому, что было с чем бороться, от чего освобождать. Иного пути нет.

Но, действительно, перейдем к самим страдающим: они-то чем заслужили?

Не так давно мне довелось посетить людей, скорбящих по умершим близким родственникам. И не только по старым родителям, что «нормально», но и по таким, потеря которых воистину трагична. В одном случае у человека внезапно умерла жена, оставив его с целой оравой детей, включая новорожденного. В другом случае у знакомых мне хороших людей внезапно умер двадцатилетний сын. Я не могу представить, как можно перенести такую потерю. И ожидал увидеть их в слезах и прострации. Однако на деле, по крайней мере, внешне, они держались довольно спокойно, даже немного улыбались, с ними можно было вести «нормальный» разговор. Конечно, им должно быть трудно, но они, похоже, каким-то образом справлялись.

Что напоминает и мой собственный опыт потери отца, ушедшего преждевременно. Жизненные обстоятельства сложились так, что удар был не настолько тяжелым, как мог быть. И было чувство, что в глазах других мои страдания были гораздо бОльшими, чем «изнутри».

Если эти наблюдения не ошибочны, то вывод напрашивается такой: бывает, что люди, которые проходят тяжелые испытания, страдают при этом меньше, чем кажется другим. Потому что Б-г дает им особые силы, чтобы сумели справиться.

Я не могу себе представить, как можно справиться с подобными испытаниями, именно потому, что это не для меня, не в этом моя задача. Поэтому Б-г и не дал мне необходимых для этого сил, и потому на месте тех людей я бы действительно не справился.

Но у меня другая задача, в которой от меня требуется только вообразить, через какие тяготы проходят они, сочувствовать и помогать им — и так быть хорошим человеком. Поэтому Б-г мне дал силы, достаточные только для того, чтобы вообразить чужие страдания — ведь это тоже не очень приятно, так мы частично отождествляем себя с пострадавшими и ощущаем их боль — сочувствуем им.

А у них самих еще более трудная роль — пройти через это самим. Но им и Б-г помогает больше, дает больше сил. Так у каждого есть возможность справиться с теми трудностями, которые выпадают на его долю.

Но все-таки, зачем этим людям вообще страдать ради меня?

Ответ такой: это не только ради меня. Каждый человек создан с двойной целью. Во-первых, совершенствовать свою душу: развивать достоинства и бороться с недостатками. Во-вторых, выполнять какую-то функцию в окружающем его обществе. До сих пор мы говорили именно о втором аспекте: страдая, человек выполняет свою функцию в жизни тех, кто рядом с ним, становится объектом их сочувствия и помощи. Но, конечно, первый аспект тоже присутствует, и страдания и трудности имеют смысл в жизни самого человека. Если вкратце — сделать ее содержательной и осмысленной и увеличить его награду.

Обратите внимание: практически во всех художественных произведениях, даже со счастливым концом, главный герой должен пройти через какие-то страдания, столкнуться с препятствиями, испытать несправедливость. В реальной жизни тоже те, кто хочет «красиво себя подать», находят способ представить свою историю как некую борьбу, бег с препятствиями, а то и падениями, и только потом успех — «несмотря на все это». Иначе сюжет — неинтересный и лишенный смысла. Цель достигается трудом, зарабатывается, подъем к ней должен быть крутым. Другое известное понятие — «от страдания к радости». Радость ценится только потому, что она контрастирует со страданиями.

И даже если, в конечном счете, особой радости и достижения нет — все-таки реальная жизнь обычно отличается от голливудских или причесанных рекламой сюжетов, — все равно сама жизнь должна быть непростой. Если все в жизни гладко, то это жизнь не человека, а животного. Как было сказано, только проблемы вызывают у человека эмоции и толкают его к размышлению и поиску новых решений. Потому что, если все хорошо, то и думать не о чем. Да, можно научиться и на чужом опыте. Но чаще, как известно, люди учатся все-таки на своем.

И не просто учатся, но и обретают себя. Известно, что в экстремальных ситуациях человек может оказаться способным на действия, о которых никогда не думал, что они ему по плечу: чрезвычайно быстро бежать, очень высоко прыгать и т.д. Потому что экстремальная ситуация и необходимость ее преодолеть его мобилизуют и выявляют давно заложенные силы, которые до тех пор дремали, а теперь настало время их использовать.

Можно спросить: одно дело просто проблемы и трудности, другое дело — по-настоящему ужасные испытания, например войны; почему именно тем людям выпало через них пройти? — Ответ: не знаю, почему именно им, но знаю принцип: особенно тяжелые условия ломают слабых, но делают сильных еще сильнее. Я лично знал двух людей, прошедших Освенцим. И именно их потомки, дети и внуки, были в наибольшей степени здоровыми и цельными людьми, с ними удовольствие было иметь дело. По-настоящему сильные люди в тяжелейшей ситуации вышли на новый уровень и стали еще сильнее.

В целом, война, несмотря на все ужасы, это также время максимальной мобилизации общества и особого подъема энергии и эмоций. Жизнь наполняется особым смыслом — именно потому, что находится под угрозой. И многие даже потом гордятся опытом жизни в такие времена и считают ее богаче жизни тех, кто «не нюхал пороха». Та же Вторая мировая заставила Америку работать на всю катушку, что сделало ее экономику самой мощной в мире. А в России, которая всегда славилась не экономикой, а культурой, именно война стала эпохой создания самых красивых и душевных песен в ее истории — особенно первая половина войны, когда ситуация была катастрофической. Тогдашних американцев там теперь называют «величайшим поколением». Да, великая война и великое несчастье порождает великих людей, которые живут и чувствуют по максимуму.

Конечно, далеко не каждый из тех, кто прошел войну, так «обогатился». Скорее, это — как любая сфера повышенного риска, наподобие большого бизнеса: можно обогатиться, а можно и разбиться, но — кто не рискует, тот не пьет шампанского. И если в целом замерить «индекс счастья», то вовсе не факт, что у тех, кто живет в районе военных действий, он будет ниже, чем у тех, кто живет в мирных городах цивилизованных стран. Условия жизни последних, несомненно, лучше, но ценят ли они это, живут ли более осмысленной жизнью? Ниже ли у них процент самоубийств?

Это не значит, что нам надо искать для себя трудностей — как не просим любое трудное задание, с которым не знаем, сумеем ли справиться. Б-г распределяет роли, и Он решает, кто на что способен. И те, кому выпадает сложная роль, часто оказываются людьми, которым Он также дал особую силу, чтобы с ней справиться. Таким образом, у каждого есть задание, которое ему по плечу.

Или возьмем не отдельные трагедии и ужасные войны, а в целом бедность и трудные условия жизни. Какие бы сложности мы ни испытывали, все равно мы принадлежим к чрезвычайно везучему меньшинству: миллиарды людей в «третьем мире» живут в нищете и вообще в условиях, которых мы бы не вынесли. А они как выносят всю жизнь?

Похоже, что Б-г дал им нужную для таких условий выносливость. Более того, поскольку для них это не просто тяжелый период, а постоянная ситуация, Он сделал так, чтобы в их восприятии это было так же «нормально», как мои жизненные условия для меня. Разве они не хотят жить, как я? Они бы не возражали. Это было бы приятно. Но для них это такая же мечта, как для меня — выиграть миллион долларов, жить на вилле и ездить в Швейцарию, когда захочу. Это было бы хорошо, но могу прожить и без этого — и действительно живу.

А те, кто действительно обладает миллионами, живет на виллах и отдыхает в Швейцарии, — они счастливее меня, их печенье слаще? Похоже, что нет. Для них та жизнь такая же «нормальная», как моя для меня. Ибо та жизнь приносит с собой свои испытания и проблемы, о которых я даже не догадываюсь, пока сам туда не попал. Богатые, как известно, тоже плачут. Большие деньги зарабатываются в большом бизнесе или звездами эстрады и кино, спортсменами, политиками и т.п. У всех таких людей очень сложная жизнь: безумный график, колоссальное напряжение, постоянный назойливый интерес массы незнакомых людей, невозможность уединиться и т. д. Действительно, я слышал пару раз, как такие люди говорили: «Хорошо хоть деньги не проблема!» Для них деньги — это не роскошь, которой можно наслаждаться, как хотел бы я, а просто отсутствие еще одной проблемы, благодаря чему их жизнь… сносна. А то, со всеми другими проблемами, которые у них есть, если бы еще и денег не было, точно было бы невозможно справиться. А так — хотя бы деньги не проблема и справиться можно. Как я могу сказать: по крайней мере, здоровье не проблема — и волноваться по поводу тех проблем, что есть.

Так что на самом деле большинство людей не являются ни особенно несчастными, ни особенно счастливыми. Для каждого его жизнь — более-менее «нормальная», умеренно приятная, но не без проблем. У некоторых проблемы и испытания тяжелее — но им в то же время Б-г дает больше сил и выносливости, чтобы справиться с такой жизнью. Это относится в равной мере и к богатым и могущественным людям, и к бедным, у каждого свои испытания.

Единственное между ними различие — в нашем восприятии. Люди думают, что те, кому «хуже», страдают больше, а те, кому «лучше», — наслаждаются больше. Богатые думают обо мне, как я думаю о тех бедняках в «третьем мире», а те, в свою очередь, думают обо мне, как я думаю о богачах.

И хотя и то, и другое восприятие во многом иллюзорно, Б-г создал его с определенной целью. Людям должно казаться, что те, кому «хуже», страдают больше, чтобы это вызывало у них сочувствие и желание помочь и так помогало сочувствующим стать хорошими людьми. Так же людям должно казаться, что те, кому «лучше», больше наслаждаются, т. к. это дает им стимул трудиться и стремиться к достижениям. Если бы люди в полной мере осознавали, что все старания преуспеть большего счастья не приносят, то махнули бы рукой и вообще ничего не делали. А нам все-таки нужен мир, в котором люди стараются делать свое дело хорошо.

Таким образом, трудности, проблемы и испытания распределены более-менее равномерно, и нет основательных поводов подвергать сомнению справедливость Б-га. И вопрос, почему одни страдают больше других, на самом деле, не более сложен, чем вопрос, почему у людей разные профессии. Ведь у них разная степень трудности — а также они приносят разные доходы, и тут тоже можно было бы спросить: почему один должен трудиться больше другого или зарабатывать меньше?

И ответ такой же: эти различия на самом деле не так уж велики, как может показаться. Большинство из нас находят свое дело более-менее сносным, а многие и откровенно любят свою работу — даже когда другим это непонятно. Врачи любят спасать жизни — хотя лично я не понимаю, как они могут постоянно видеть кровь, раны, боль и страдание. Многие люди по своей натуре любят борьбу и экстремальные ситуации, такие становятся полицейскими и солдатами, а мои нервы не выдержали бы. А я люблю заниматься изучением и анализом тем, которые другие находят скучными. Так что Б-г создал каждого из нас специально для своего дела, с таким характером, для которого эта работа будет приятной.

А что касается больших заработков, они часто являются лишь одной стороной в целом более высокого уровня жизни — что означает также и большие расходы. И даже если денег будет достаточно для поддержания высокого уровня жизни, само это станет уже новой нормой и быстро перестанет давать наслаждение. Кроме того, большие деньги часто зарабатывают те, чья профессия требует постоянной работы, с тяжелейшим графиком, и на практике у них едва остаются время и силы для наслаждения теми деньгами, что есть.

Так что и в разных профессиях фактические трудности и наслаждения распределены равномернее, чем может показаться.

Итак, на практике нам, конечно, следует сочувствовать обездоленным и стремиться к повышению общего благосостояния. Но в то же время помнить, что, в конечном счете, Б-г распределил все роли в жизни справедливо.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше