Темы: Пурим, Свиток Эстер, Эстер, Разврат, Смешанный брак, Рав Бенцион Зильбер, Насилие
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак Эстер пошла на то, чтобы выйти замуж за Ахашвероша? Ведь это духовное самоубийство! Она должна была погибнуть, но не совершать этого шага.
Уважаемый N.,
Гмара в трактате Сангедрин задается вопросом: как Эстер пошла во дворец Ахашвероша, чтобы стать его женой? Еврейка пожелала стать женой царя-нееврея? И дает ответ: Эстер пошла туда не по своей инициативе — она «взята была» (Эстер 2, 8), «ва-тилоках» — это пассивный биньян. Эстер попала туда вопреки своему желанию. Ее путь в царицы состоит из трех этапов:
1. Она «взята была» в царский дом под надзор Эйгая, стража жен (там же).
2. Подготовительный период в женском доме. Там Эстер не рассказывала ни «о народе своем, ни о происхождении своем» (там же, 10). Почему? Эстер была царского рода, из дома царя Шауля, это могло бы привлечь царя, в чем она не была заинтересована. Если Ахашверош не знает о ее происхождении, больше вероятность, что он откажется от девицы без роду и племени. Кроме того, все девицы просили различные благовония и притирания (стих 13). Эстер же не попросила ничего, кроме того, о чем сказал ей Эйгай (стих 15). Это подчеркивается. Почему? — Чтобы нам было ясно: Эстер совершенно не заинтересована выиграть конкурс.
3. Эстер во дворце Ахашвероша. Снова употреблено слово «взята» (стих 16). Об остальных же девицах сказано «лаво», «баа» — «идти», «пришла». Они делали это добровольно.
Почему же не сказано прямым текстом, что она была взята насильно? Свиток, в котором описываются эти события, мог попасть в руки персидских властей. Поэтому написать прямым текстом, что Эстер пошла к царю против своего желания, было невозможно — публичное оскорбление персидского царства. Но и не сообщить об этом нельзя. Кому надо — поймет, а прямым текстом не написано.
По закону Торы, если от мужчины требуют нарушить запрет разврата (то, что называется развратом по Торе), он должен пойти на смерть, но не нарушить. Но если насилуют женщину — она не должна пойти на смерть, т.к. она ничего не делает, она пассивная сторона в этом действии. А Эстер — «карка олам» — «как земля» (так говорит об этом Гмара), пассивна, она не совершает никакого запрещенного действия.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Хана Лернер
Просто теряю дар речи...
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Хава Куперман,
из цикла «Пурим»
Рав Ашер Кушнир
Почему нельзя жениться «по любви, а не по национальности»?
р. Меир Фомичев
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Овадья Климовский
Почему трудно найти информацию о нём и о его потомках?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Барух Лехт,
из цикла «Избранные уроки по Свитку Эстер»
Сайт evrey.com
Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли прямо у нас на глазах, и причины тому следует искать в невежестве, ассимиляции и смешанных браках…
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его