Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли мужчине носить обручальное кольцо?

Темы: Обручальное кольцо, Свадьба, Кидушин, Муж и Жена, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Мы скоро собираемся пожениться. Прочитал на вашем сайте много полезной информации, но мне до сих пор неясно, нужно ли мне покупать обручальное кольцо, т.к. видел, что многие религиозные мужчины не носят обручальные кольца. А некоторые да, носят? Леви

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Леви,

Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде всего разрешите поздравить вас с этим важным событием и пожелать Вам и Вашей невесте построить настоящий еврейский дом.

Давайте разделим Ваш вопрос на два: 1) Можно ли невесте подарить жениху кольцо — как часть свадебной церемонии? 2) Можно ли мужчине, вообще, носить обручальное кольцо?

1) Понятие о семейном союзе во всей полноте, включающее различные галахические и, безусловно, духовные аспекты, появилось с дарованием Торы. До дарования Торы обычной практикой было, что мужчина и женщина встречались на улице и, понравившись друг другу, без всяких предварительных процедур переходили к совместному проживанию, рожали детей и т.д. Не было и процедуры развода. Если один из супругов хотел разорвать их связь, он свободно оставлял другого и начинал жить собственной жизнью. И только в Торе было дано повеление: начинать семейную жизнь после хупы и кидушин (см. Рамбам, Ишут 1:1).

Супруги, которые начинают семейную жизнь по еврейскому Закону с хупы и кидушин, «заявляют» этим, что их союз имеет глубокое духовное значение, а не является просто сосуществованием.

По еврейскому закону посвящение в жены, кидушин, происходит следующим образом: жених в присутствии свидетелей произносит на иврите слова, которые приблизительно можно перевести так: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Торы, которая была дарована через Моше, и по законам и постановлениям еврейских мудрецов». Затем жених надевает кольцо на палец невесте. Т.е. по Торе мужчина в данной церемонии выступает как активная сторона, а женщина — как принимающая.

Если же сделать наоборот, например, женщина захочет «женить на себе» мужчину, выступит как активная сторона и наденет кольцо мужчине, то вся процедура не будет иметь никакого смысла и по закону эти мужчина и женщина не станут мужем и женой.

И даже если процедура будет «двусторонней», т.е. мужчина и женщина во время церемонии обменяются кольцами, это будет проблемой с точки зрения закона и зачастую церемония посвящения в жены, кидушин, не будет считаться действительной (респонс Игрот Моше, Эвен а-Эзер 3:25, 4:32 ;2).

Следовательно, запрещено, чтобы женщина надевала мужчине кольцо во время свадебной церемонии.

2) Теперь обратимся ко второй части вопроса: можно ли мужчине носить обручальное кольцо? Как было сказано выше, этот вопрос уместен только в случае, если невеста дарит жениху кольцо после свадебной церемонии.

Рав Моше Файнштейн в своем респонсе (Игрот Моше, Эвен а-Эзер 4:32; 2) рассматривает эту тему и делает вывод: мужчине не запрещено носить обручальное кольцо, т.к. это не считается «следованием путями неевреев»: ведь зачастую такие кольца носят и для красоты, и для того, чтобы показать, что человек женат. Но в любом случае это выглядит неподобающим для богобоязненного еврея.

Как было сказано, Тора четко определила, как проходит процедура посвящения в жены, и мужчина в этой церемонии выступает как активная сторона, а женщина — как принимающая. Обычай обмениваться кольцами и носить обручальное кольцо мужчине, распространенный у неевреев, навеян ложными представлениями о «неравенстве» и «дискриминации» женщины в иудаизме.

А если мужчина хочет носить кольцо только для того, чтобы показать, что он женат, — чтобы избежать запрещенных связей с другими женщинами? В современном нерелигиозном мире, к сожалению, потерявшем всякое представление о святости семейных уз, это будет выглядеть «слабой отговоркой». А чтобы действительно решить эту проблему и способствовать правильному восприятию семейных ценностей, надо приложить немало усилий и недостаточно просто спрятаться за обручальным кольцом.

Поэтому мужчине, который хочет освятить свой семейный союз, исполнив заповедь посвящения в жены по закону Торы и таким образом заложить первый кирпичик в фундамент настоящего еврейского дома, полного любви и тепла, заботы и внимания, нет необходимости покупать и носить обручальное кольцо.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его