Темы: Бар Кохба, Машиах, Счет Омера, Раби Акива, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУв. раввины, в связи с Лаг ба-Омером у меня возник вопрос о причине смерти учеников раби Акивы:
1. Чем смерть учеников раби Акивы выделяется среди смертей большинства хахамим (мудрецов)? Почему в честь них у нас уже почти две тысячи лет действует траур, а дата смерти большинства остальных проходит незамеченной или, максимум, зажигают поминальную свечку?
2. В чем радость прекращения эпидемии, почему эту дату выделяют особо, ведь по сути это не эпидемия прекратилась, а просто больше учеников не осталось, все померли?..
3. За последнее время я уже от двух раввинов слышала, что не было никакой эпидемии, а причина смерти учеников раби Акивы состояла в том, что они вслед за своим учителем поддерживали Бар-Кохбу и, видимо, погибли в этом восстании. В качестве источников раввины ссылались на некоторые намеки Талмуда и на гаонов (в частности, на письмо Шриры-гаона). В связи с этим у меня вопрос: почему практически нигде в религиозной литературе и в лекциях равов ничего подобного не упоминается? (В частности, на вашем сайте тоже).
Я понимаю, как важно говорить о духовных причинах, из-за которых Творец допустил смерть двадцати четырех тысяч мудрецов, но почему замалчивается их связь с Бар-Кохбой? И почему вообще в религиозной литературе Бар-Кохба почти не упоминается, его то ли стыдятся, то ли стесняются… А ведь он был великим человеком, много сделавшим для еврейского народа, подавляющее большинство хахамим того времени считали его Машиахом, Рамбам называет его великим еврейским царем… Я понимаю, что ошибка Бар-Кохбы приведшая к тому, что он не стал Машиахом и восстание было подавлено, могла сломить народ, который уже думал, что вот-вот — и все беды закончатся. Но, в конце концов, царь Хизкияу тоже допустил ошибку, из-за которой не стал Машиахом, но к нему иудаизм относится с уважением… А к Бар-Кохбе почему-то — с презрением… Почему? О.
Шалом, уважаемая О.!
1. Думаю, что смерть такого количества учеников сразу явилась катастрофой национального масштаба, поэтому естественно помнить именно об этой трагедии. Кроме того, мы никогда не занимаемся просто плачем о том, что уже произошло, а извлекаем из этого урок. Поскольку именно в этом случае Традиция донесла до нас, что стало причиной смерти юных мудрецов — отсутствие должного уважения к Торе, изученной каждым из них, — эту трагедию стоит отмечать особо, работая над своими душевными качествами.
2. Замечательный вопрос. Многие комментаторы задавались им, и давали свои ответы. Наиболее простыми и понятными представляются два варианта ответа:
А) Эпидемия продолжалась в течение всего периода отсчета дней с момента принесения омера (это мнение учитывается и многими законоучителями, которые настаивают на продолжении траурного периода и после Лаг ба-Омера), а на 33-ий день приостановилась. Можно предположить, что, отмечая этот день, мы стараемся «уловить» его положительный потенциал, благодаря которому эпидемия прервалась, ведь главное для нас, опять же, не память о прошлом, а работа над своим поведением в настоящем.
Б) Эпидемия повторялась в течение нескольких лет, и каждый год останавливалась в Лаг ба-Омер.
3. В этом пункте тоже содержится два вопроса. Итак:
А) О причине смерти учеников рабби Акивы в Талмуде (Йевамот 62 б) сказано прямым текстом, безо всяких намеков: они умерли из-за недостатка взаимного уважения. Там же ясно сказано и о том, какой смертью они умерли — от эпидемии болезни аскара. Обычно это название переводят как дифтерия из-за сходства симптомов. Бывает, что предания, известные мудрецам, противоречивы, но за основу мы обычно всегда берем то, что написано в Талмуде. Кроме того, в принципе, постановка вопроса «кто-то говорил что-то, так почему в религиозной литературе это не упоминается?» не совсем корректна. Скорее, надо спросить наоборот…
Б) В Вашем вопросе о Бар-Кохве есть некоторое противоречие. Ведь если Рамбам называет Бар-Кохву (которого мудрецы чаще называют Бен-Козива, по имени места рождения, а также потому, что с ним связано крушение надежд, ахзава — «разочарование») великим царем, уже нельзя сказать, что эта тема как-то «замалчивается» или ее кто-то «стесняется». «Великий», правда, в данном случае может означать просто «могущественный», тем не менее, никто не относится к нему с презрением. Сравнение с Хизкияу, пожалуй, действительно не очень уместно, поскольку Хизкияу, несмотря на некоторые ошибки, все же оставался великим праведником[1], который добился того, что весь народ Израиля изучал Тору. Он не достиг только той вершины, на которой мог бы стать Машиахом. А о Бен-Козиве нам известно несколько случаев, когда его высказывания и поступки не очень соответствуют уровню Машиаха. Чего стоит одно убийство праведника и мудреца рабби Элазара а-Модаи — Бар-Кохва убил его, поверив навету коварных заговорщиков-кутим. Помимо всего прочего, это убийство послужило доказательством того, что царь не обладал особым, безошибочным чутьём, позволяющим ему распознавать, кто прав, а кто виноват. А Машиах обязан был таким чутьём обладать. Кроме того, ведь известно, что рабби Акива на каком-то этапе оставил его, изменив свое первоначальное мнение.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Мудрецы включают Хизкияу в список самых великих праведников за всю историю человечества.
Читайте: тематический обзор Раби Акива
Рав Моше Ойербах
Восстание против римлян в Бейтаре.
Рав Реувен Куклин
Почему им полагалась такая страшная казнь? С какой целью добавляют мудрецы, что ученики рабби Акивы умерли в период от Песаха до Шавуота?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
...А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун.
Рав Бенцион Зильбер
«Акива, вырастет трава из твоих щёк…»
Рав Исроэль-Меир Лау
В чем состоит предназначение «Сфират аомер»? Что это вообще такое — омер? Что отличает период «Сфират аомер» от прочих времен года?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Реувен Куклин
Врач взялся лечить 24 тысячи больных, и все умерли. Я бы побоялся обращаться к такому врачу...
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?