Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ученики раби Акивы погибли во время восстания Бар-Кохбы?

Темы: Бар Кохба, Машиах, Счет Омера, Раби Акива, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Ув. раввины, в связи с Лаг ба-Омером у меня возник вопрос о причине смерти учеников раби Акивы:

1. Чем смерть учеников раби Акивы выделяется среди смертей большинства хахамим (мудрецов)? Почему в честь них у нас уже почти две тысячи лет действует траур, а дата смерти большинства остальных проходит незамеченной или, максимум, зажигают поминальную свечку?

2. В чем радость прекращения эпидемии, почему эту дату выделяют особо, ведь по сути это не эпидемия прекратилась, а просто больше учеников не осталось, все померли?..

3. За последнее время я уже от двух раввинов слышала, что не было никакой эпидемии, а причина смерти учеников раби Акивы состояла в том, что они вслед за своим учителем поддерживали Бар-Кохбу и, видимо, погибли в этом восстании. В качестве источников раввины ссылались на некоторые намеки Талмуда и на гаонов (в частности, на письмо Шриры-гаона). В связи с этим у меня вопрос: почему практически нигде в религиозной литературе и в лекциях равов ничего подобного не упоминается? (В частности, на вашем сайте тоже).

Я понимаю, как важно говорить о духовных причинах, из-за которых Творец допустил смерть двадцати четырех тысяч мудрецов, но почему замалчивается их связь с Бар-Кохбой? И почему вообще в религиозной литературе Бар-Кохба почти не упоминается, его то ли стыдятся, то ли стесняются… А ведь он был великим человеком, много сделавшим для еврейского народа, подавляющее большинство хахамим того времени считали его Машиахом, Рамбам называет его великим еврейским царем… Я понимаю, что ошибка Бар-Кохбы приведшая к тому, что он не стал Машиахом и восстание было подавлено, могла сломить народ, который уже думал, что вот-вот — и все беды закончатся. Но, в конце концов, царь Хизкияу тоже допустил ошибку, из-за которой не стал Машиахом, но к нему иудаизм относится с уважением… А к Бар-Кохбе почему-то — с презрением… Почему? О.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая О.!

1. Думаю, что смерть такого количества учеников сразу явилась катастрофой национального масштаба, поэтому естественно помнить именно об этой трагедии. Кроме того, мы никогда не занимаемся просто плачем о том, что уже произошло, а извлекаем из этого урок. Поскольку именно в этом случае Традиция донесла до нас, что стало причиной смерти юных мудрецов — отсутствие должного уважения к Торе, изученной каждым из них, — эту трагедию стоит отмечать особо, работая над своими душевными качествами.

2. Замечательный вопрос. Многие комментаторы задавались им, и давали свои ответы. Наиболее простыми и понятными представляются два варианта ответа:

А) Эпидемия продолжалась в течение всего периода отсчета дней с момента принесения омера (это мнение учитывается и многими законоучителями, которые настаивают на продолжении траурного периода и после Лаг ба-Омера), а на 33-ий день приостановилась. Можно предположить, что, отмечая этот день, мы стараемся «уловить» его положительный потенциал, благодаря которому эпидемия прервалась, ведь главное для нас, опять же, не память о прошлом, а работа над своим поведением в настоящем.

Б) Эпидемия повторялась в течение нескольких лет, и каждый год останавливалась в Лаг ба-Омер.

3. В этом пункте тоже содержится два вопроса. Итак:

А) О причине смерти учеников рабби Акивы в Талмуде (Йевамот 62 б) сказано прямым текстом, безо всяких намеков: они умерли из-за недостатка взаимного уважения. Там же ясно сказано и о том, какой смертью они умерли — от эпидемии болезни аскара. Обычно это название переводят как дифтерия из-за сходства симптомов. Бывает, что предания, известные мудрецам, противоречивы, но за основу мы обычно всегда берем то, что написано в Талмуде. Кроме того, в принципе, постановка вопроса «кто-то говорил что-то, так почему в религиозной литературе это не упоминается?» не совсем корректна. Скорее, надо спросить наоборот…

Б) В Вашем вопросе о Бар-Кохве есть некоторое противоречие. Ведь если Рамбам называет Бар-Кохву (которого мудрецы чаще называют Бен-Козива, по имени места рождения, а также потому, что с ним связано крушение надежд, ахзава — «разочарование») великим царем, уже нельзя сказать, что эта тема как-то «замалчивается» или ее кто-то «стесняется». «Великий», правда, в данном случае может означать просто «могущественный», тем не менее, никто не относится к нему с презрением. Сравнение с Хизкияу, пожалуй, действительно не очень уместно, поскольку Хизкияу, несмотря на некоторые ошибки, все же оставался великим праведником[1], который добился того, что весь народ Израиля изучал Тору. Он не достиг только той вершины, на которой мог бы стать Машиахом. А о Бен-Козиве нам известно несколько случаев, когда его высказывания и поступки не очень соответствуют уровню Машиаха. Чего стоит одно убийство праведника и мудреца рабби Элазара а-Модаи — Бар-Кохва убил его, поверив навету коварных заговорщиков-кутим. Помимо всего прочего, это убийство послужило доказательством того, что царь не обладал особым, безошибочным чутьём, позволяющим ему распознавать, кто прав, а кто виноват. А Машиах обязан был таким чутьём обладать. Кроме того, ведь известно, что рабби Акива на каком-то этапе оставил его, изменив свое первоначальное мнение.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Мудрецы включают Хизкияу в список самых великих праведников за всю историю человечества.

Читайте: тематический обзор Раби Акива

Материалы по теме


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше