Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Получил послание, сами можете прочитать, оно в комментариях на прошлой неделе. Вот отрывок из него:
"Вообще не понятно, КАК правильно себя вести с другими народами и что значит быть для них светом. Чтобы они сами поняли евреев, у них должен быть исходный материал – достоверный, правильный, адекватный (а кто кроме самих евреев может его дать?). По большому счёту, многие народы ничего не знают об иудаизме и просто являются жертвами растиражированных допотопных стереотипов. С другой стороны, так как нет миссионерства, кто будет этим заниматься? И для чего? Должна быть какая-то цель. Как её установить?"
Догадываясь, что может означать термин наших мудрецов "свет для народов", который касается евреев: мол, мы и должны быть этим светом, – даже не берусь за такую тему. Это задача крупных раввинов. У меня задача проще, не раввинская, как я пытался изложить в предыдущей статье: надо ли объяснять гоям, чем мы заняты в том или ином случае, какая у нас цель и что конкретно мы делаем или делали?
Собственно говоря, если речь идет о свете, то их два: фонарь и прожектор – извините за примитивную иллюстрацию. Первый, будучи вывешен на уличном столбе, светит всем, не навязывая направления, любой может воспользоваться освещением. Второй целенаправлен, светит куда надо или кому надо. Есть еще маяк – вид прожектора, хотя сам маяк не догадывается, кому он виден и кто строит свой курс по его мерцанию. Маяк – тип слепого прожектора, остальные – зрячие, типа родителей в семье.
Это пример: родители, которые своим детям не фонари, а именно прожекторы. Например, хотят воспитать ребенка, чтобы стал умным, добрым, а ко всему прочему умел говорить спасибо на любое действие посторонних в его адрес, если в этих действиях просматривается польза. Это моя вечная иллюстрация на нашем сайте. Так и настаивают в каждом эпизоде: "Мишенька, что надо сказать тёте? Спа‑си‑ба". И ребенок обязан протянуть: "–ба", иначе не отстанут.
Но мы-то с вами взрослые, знаем, что лучшее воспитание – стать живым примером и говорить спасибо самим: папа маме, мама папе и оба – ребенку. Тогда это спасибо естественным образом входит в ребенка, как сливочное мороженое, извините за сравнение (очень люблю сливочное мороженное, не парве). А теперь вопрос: говорят ли папа и мама это спасибо друг другу всегда, даже когда Мишеньки рядом нет? Или исключительно в педагогических целях именно для ребенка, чтобы приучить? Они его воспитывают или сами так живут?
Вот это и есть, по-моему, свет для других. Светишь сам себе, а остальные (я имею в виду гоев): если видят – понимают, если не понимают – их дело. Главное, не приставать ни к кому, а просто жить самому в том нарративе, который установлен тобой для себя и который, как ты считаешь, является светом. Если это свет для тебя – то может быть светом для других. Если захотят. А специально бегать за ними и объяснять каждый свой шаг – замучаешься.
(Короче говоря, у нас в руках не прожектор, а фонарь. Если мы говорим о том, как быть "светом для других".)
Для меня так течет история еврейского народа. Ашем спросил: хочешь жить в свете [в своем свете, для себя]? Авраам ответил: да. – Дам тебе и твоему народу. – У меня нет народа. – Дам тебе также и народ, но смотри – ты обещал.
И Он дал Аврааму Свет. С тех пор мы живем по-людски. Остальные остались по ту сторону Реки. Живут как могут, бродят туда-сюда как слепые котята, иногда тянутся к свету, и в нем даже присутствуют хорошие моменты, порой сползают в темноту. У них теперь эра прав человека, защиты меньшинств, сплошного человеколюбия и взаимопонимания, они учатся говорить "спа‑си‑ба", – а мы, евреи, постоянно из всего этого выбиваемся. По-моему, прекрасно, нет? Если хотят – смотрят на нас и сами ищут с нами диалог. Не хотят – могут получить по полной, стоит только к нам сунуться. (Смелый я сегодня?)
Кстати, это и есть свет Хануки. Наш свет Хануки.
Теги: Ханука, Народы мира, Свет для народов