Темы: Талмуд, Муж и Жена, Суд, Свидетели, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, Рав! Сказали мудрецы (Бава меция 75): «Трое вопиют и не получают ответа, и один из них — тот, над кем властвует жена». Расcкажите, пожалуйста, кто оставшиеся двое и почему именно эти трое не получают ответ (т.е. чем хуже эти трое, чем, например, остальные люди, обладающие другими негативными качествами)? Что подразумевается под получением ответа в данном случае? В.
Шалом, уважаемый В.!
В данном случае не идет речь о дурных качествах, мудрецы просто дают совет: не ставить себя в зависимость от других людей, потому что зачастую это может кончиться плачевно, а жаловаться будет некому. Вопли же в земном суде не будут приняты, именно о суде здесь идет речь (Раши). Это видно и из того, что большинство комментаторов не объясняют эти слова мудрецов, полагаясь, очевидно, на наш здравый смысл.
Остальные двое: тот, кто дает взаймы деньги без свидетелей. Если должник оказался нечестным, заимодавцу не поможет ничто — суд не сможет на основании слез заимодавца заставить должника признаться в том, что он должен, если он это отрицает.
И тот, кто «покупает себе господина». Есть несколько объяснений, что именно имеется в виду (возможно, эти объяснения и не противоречат друг другу). Возможно, это человек, который по некоторым причинам не хочет выглядеть обеспеченным и поэтому всюду рассказывает, что его имущество на самом деле принадлежит другому человеку (например, Реувен сообщает всем, что его имущество принадлежит Шимону). Он рискует: Шимон может использовать эту ложь в своих интересах — привести людей, которые услышат, как Реувен заявляет: этот дом/машина/деньги принадлежат на самом деле Шимону, а я их храню или еще что. Эти люди станут свидетелями, и Шимон сможет, подав на Реувена в суд и представив свидетелей, отнять у Реувена все.
Другие объясняют: речь идёт о человеке, который отписывает все имущество сыновьям еще при жизни, то есть, фактически, отдает им все. Он надеется, что благодарные сыновья будут обеспечивать его до конца дней. Но историй, подобных той, что случилась с королем Лиром, в мире было предостаточно.
Интересно, что автор комментария Шита Мекубецет утверждает: не только в земном суде таких людей не услышат, но и на Небесном Суде. По той же причине — они сами поставили себя в такую ситуацию.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Лея Трахтенберг
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Дов Геллер
Не причинять боль партнеру, а также делать для него что-нибудь приятное — одно из основных умений, требующихся в браке. Предотвратить трения между супругами гораздо проще, чем кажется. Надо стремиться отдавать больше, чем брать.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикнижии?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Рав Яков Шуб
У меня часто случаются скачки сахара. Прилично ли в таком случае что-то пожевать на улице?
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его