Темы: Харедим, Ашер Кушнир, Государство Израиль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМеня долгое время мучит вопрос. Почему в Израиле такое сильное религиозное засилье? Почему религиозные круги навязывают свои взгляды светскому большинству? Ведь это приводит к ненужной ненависти к религии и религиозным, зачем вам это? Не лучше ли отделить религию от государства? И вообще не пойму, какое вам дело до того как мы живём?
Поскольку этот вопрос мучает не только Вас, но уже замучил и многих других в Израиле, попробуем разобрать его подробнее. Для начала разберем, о чём вообще идет речь.
Статус-Кво.
В 1947 году делегация, представляющая различные еврейские организации, должна была предстать перед комиссией ООН. Им надо было приготовить единую платформу требований, на основе которой будет построено будущее еврейское государство. Среди прочего, были приняты 4 пункта, регулирующие отношение государства и религии. Они сохраняли уже существующее состояние и получили название статус-кво. Это включало:
· Суббота. День отдыха будет установлен в субботу и никакие государственные учреждения и предприятия в этот день работать не будут.
· Кашрут. Во всех государственных учреждениях, армии и т.д. будет возможность получить кашерную еду.
· Бракосочетание и разводы. Чтобы не образовалось два народа, все семейные отношения будут регулироваться еврейским законом.
· Система образования. Будет предоставлена полная автономия системы обучения каждого из течений.
И, после провозглашения независимости, практически светский Кнессет и антирелигиозное правительство во главе с Бен-Гурионом, проголосовали и поддержали религиозный статус-кво.
Как же это могло произойти? По-видимому, из-за осознания абсурдности ситуации и чувства стыда.
Абсурд. Если евреи отстаивают своё право на поселение именно на своей исторической родине с названием Израиль, а не в Уганде, то, как же можно построить еврейское государство, лишённое каких-либо исторических признаков еврейства? Абсурд…
Стыд. Когда пришлось доказывать в ООН народам мира своё право на эту землю и на национальную независимость, то основателям государства пришлось размахивать ТАНАХом, а не полным собранием сочинений Маркса и Энгельса. Кричали, что это земля наших праотцев, у нас неразрывная связь с прошлым… В результате всех убедили! Довольные, вернулись домой, первым делом ТАНАХ отправили в урну, и вдруг… представили, что приедет делегация из ООН и спросит, а где же ваша связь с прошлым? Будет стыдно…
Вот и пришлось установить государственные законы, которые несут признаки еврейского государства. Но только со временем причины принятия этих законов были забыты, и осталась только жгучая, постоянно раздуваемая ненависть ко всему еврейскому. Она-то и порождает ваш вопрос, «а почему в Израиле такое сильное религиозное засилье»?
«Насилье» государственных законов
Тому, кто получает представление о происходящем в Израиле только из средств массовой информации, очевидно, что насилие государственного законодательства существует только в одной области — религиозной, а во всех остальных царит полная свобода воли. Так ли это?
В любом обществе, составляющем демократическое государство, сталкивается огромное количество полярных интересов, потребностей и мнений. Чтобы не царила анархия, необходимо установить законы, которые должны быть приняты всеми гражданами. Они устанавливаются по принципу большинства, вопреки мнению меньшинства. То есть, любой закон, по сути, предполагает насилие над кем-то. От любого закона кто-то неизбежно пострадает и будет недоволен. Это та «цена», которую мы должны платить, живя в демократическом обществе.
Насилие есть во всех областях жизни. Выбираем одну партию, а к власти приходит другая и навязывает нам своё решение государственных проблем. Мы хотим знать, что происходит в мире, а нам по любому поводу навязывает мнение небольшая группка людей, контролирующих средства массовой информации. Кто-то хочет построить дом на своём участке, а государство не даёт и строит там дорогу. И даже то, в чём сами граждане должны быть заинтересованы, достигается посредством «насилия». К примеру, вряд бы кто-то добровольно платил бы налоги, если бы его не заставляли. По тому же принципу штрафуют за нарушения правил уличного движения и даже заставляют пристегнуться ремнём внутри своей собственной машины… Заставляют детей учиться, а они не хотят, и т.д., и т. п.
Итак, любой закон ограничивает свободу личности. В этом смысле и законы статус-кво ничем не отличаются. Это государственные законы, принятые большинством голосов в парламенте Израиля — Кнессете. Заодно, это соответствует многолетней статистике, по которой количество израильтян, которые определяют себя как близкие к еврейской традиции, больше чем тех, кто определяют себя как полностью светских людей.
«Засилье» религиозных законов
Итак, вся жизнь полна «насилий» со стороны государственных законов, но из этого никто не раздувает трагедию и особенных жалоб на них не слышно. Они воспринимаются как вынужденный и необходимый жизненный компромисс. Вот только об одном «насилии»: еврейской жизни для евреев в еврейском государстве вы слышите снова и снова. Это постоянно выделяется, всё время помещается в центр внимания и искусственно подчёркивается при каждом удобном случае…
Почему не отделяют религию от государства?
Да, по сути, законы статус-кво, как и любые другие законы — насильственны и «религиозные круги», действительно, борются за это всеми своими силами… Почему? Как-то странно, ведь никто не жаждет быть вечно оплёванным и добровольно сам себе проблем не ищет. Так почему же нужно кому-то что-то навязывать, кому это приятно? Может, проще бы было отделиться и — дело с концом?
Действительно, а почему бы не отделить религию от государства? Если взглянуть на этот вопрос с индивидуальной точки зрения, то, безусловно, это выгодно в первую очередь самим религиозным. Так проще и спокойнее. Будем независимы от государственного вмешательства. Каждый может спокойно заниматься Торой, растить семью, не надо будет уделять время и душевную энергию на протесты и борьбу. Так почему бы не отделиться?
Причина одна: ответственность. Тора повелевает в данной ситуации предпочесть интерес общественный интересу личному!
Какое вам дело до того как мы живём?
В Торе, в главе «Ницавим», и в книге Йеошуа (гл. 6) описывается один из центральных моментов в становлении нас как народа. Это событие произошло сразу же после того, как Йеошуа Бин-Нун перевёл весь народ через реку Йардэн и привёл их в страну Кнаана. Там, на горе Эйваль и горе Гризим, был заключен союз между всеми коленами народа Израиля. Шесть колен стояли на горе Эйваль, а другие шесть — на горе Гризим, а колено Леви — между ними, и там, слово за словом, поклялись друг другу во взаимной ответственности и поручительстве друг за друга. Там мы превратились в единый народ, и теперь на веки вечные все евреи связаны в единый организм. Это стало духовным законом.
По этой причине, если одному еврею плохо, то все остальные переживают и пытаются ему помочь, а с другой стороны, если один еврей провинился, то бить начинают всех! Теперь, хотим мы или нет, у нас общая судьба, со своими преимуществами и недостатками, правами и обязанностями.
Рассказывают в связи с этим такую притчу. Группа евреев плыла в лодке. Там же был маленький парнишка, Абрашка, который недавно получил от родителей в подарок настоящую ручную дрель. Ему очень хотелось попробовать, как она работает. И он тихо стал сверлить дырку в деревянном дне лодки. Все в ужасе на него набросились, — «Ты чего?! Мы все утонем!». На что он спокойно ответил: «А какое вам дело, я же под собой делаю дырку, не у вас…» То есть, какое вам дело, если я ничего еврейского не соблюдаю и ничего еврейского не желаю, это же моё личное дело?
Увы, Абраша! Мы не можем оставаться равнодушными к тому, что ты делаешь и как ты живёшь, это не только твоё личное дело, ведь мы все в одной лодке, мы единый организм!
Однажды я слышал, как спросили большого раввина, есть ли граница в борьбе за кашрут, субботу, еврейскую семью и т.д. На что он ответил: «Да, есть. Если вас окончательно грубо отвергнут, то оставьте их в покое. Но только чтобы потом никто не приходил с претензией, что народ раскололся на две части…».
Вот это объясняет всё. То, что тут называют «религиозное засилье», это последняя, отчаянная попытка не дать своим еврейским братьям и сёстрам потерять последние ниточки связи с еврейством. Образно говоря, даже если маленький скучающий Абрашка будет брыкаться, что не хочет кошерного, мы будем бегать за ним с ложечкой, чтобы ни он, ни его будущие дети не оторвались от единого организма и не потеряли связи с народом Израиля…
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Овадья Климовский
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Миша Зубарев
Рав Александр Айзенштадт
Р. Александр Айзенштадт о том, как понять ультраортодоксов
Мирьям Климовская
А как же моя неповторимая индивидуальность?
Рав Реувен Куклин
Чем обуславливаются лапсердаки?
Рав Реувен Пятигорский
Немного о поджигателях рекламных щитов...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его