Темы: Жених, Свадьба, Яков Шуб, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОдин из членов нашей общины на этой неделе женится. В этот Шабат его вызывали к Торе, забрасывали конфетами и т.п. Однако, к сожалению, никто не мог объяснить, откуда пошел этот обычай. Может быть, вы поможете?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в субботу перед свадьбой принято устраивать особые праздничные «мероприятия» в честь жениха. Эта суббота также имеет особое название — Шабат хатан («Суббота жениха»). Есть у неё и другое название — ойфруф, что означает «вызов подняться [к Торе]».
Принято вызывать жениха к Торе для чтения последнего отрывка (мафтир), а также отрывка из Пророков (афтара). Затем его забрасывают конфетами, иногда орехами и т.п. Обычно их кидают женщины со своих мест, но если это неудобно, то мужчины тоже принимают участие. Это вызывает особую радость у детей, которые незамедлительно устремляются за «добычей». В это время напевают специальную праздничную мелодию. После молитвы принято устраивать Кидуш в честь жениха.
Существуют несколько объяснений этого обычая:
— Раньше было принято устраивать свадьбы в пятницу, перед субботой (отчасти это объяснялось возможностью сократить расходы, совместив свадебную трапезу с субботней). Соответственно, невеста начинала отсчет семи чистых дней за неделю до этого. Таким образом, суббота перед свадьбой была своего рода началом подготовки в свадьбе и ознаменовывалась праздничными обычаями, описанными выше. Поэтому даже сегодня, когда свадьбу устраивают и в другие дни недели, обычай радовать жениха и невесту в субботу перед свадьбой остается актуальным (Нисуин кэ-Илхатам, гл. 6, Мин-аг Исраэль Тора, 4, стр. 167 на осн. Рашбо, Мишмэрэт а-Байт, стр. 167).
— В Гемаре (Ктубот 8а) сказано, что раньше было принято произносить праздничные вставки в Зимуне — приглашении к благословению после трапезы — в доме жениха задолго до самой свадьбы, а именно с момента начала предсвадебных хлопот. И хотя со времён разрушения Храма праздничную вставку произносят только в первые семь дней после свадьбы (Шулхан Арух 62:17), мы всё же видим, что радость по поводу приближающейся свадьбы ощущается задолго до неё. Как известно, свадьба является одним из самых радостных событий в жизни человека, ведь только вступив в брак, человек может достичь совершенства. А поскольку сложно ощутить эту радость в полной мере «за один раз», следует готовиться к ней постепенно, т.е. с помощью праздничных обычаев, которые начинают соблюдать уже в субботу перед свадьбой (Шаарей Нисуин 1:2, 9).
— В Гемаре (Шабат 130а) сказано, что заповеди, которые евреи приняли с радостью (например, брит-мила — заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью. Это можно легко понять: если начало было хорошим, то и продолжение окажется соответствующим. Поэтому радовать жениха и невесту — важная заповедь: помочь им начать семейную жизнь в радости. А первым кирпичиком являются праздничные «мероприятия» в честь жениха в субботу перед свадьбой (Шабат хатан). Ведь если заложен хороший фундамент, на нём можно выстроить крепкое здание.
С уважением, Яков Шуб
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Исроэль-Меир Лау
Почему хупу ставят под открытым небом? Еврейская свадьба.
Рав Бенцион Зильбер
Он тоже меня любит, я чувствую это, но не так сильно, как мне хотелось бы...
Рав Яков Шуб
Что это было?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Зачем нужна Хупа?
р. Ури Калюжный
В чем величие еврейской пары, стоящей под хупой?
Рав Яков Шуб
Нужно ли поститься в день свадьбы?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его