Темы: Цдака, Душа, Траур, Катастрофа, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, пожалуйста, как можно мне почтить память родной сестры моей прабабушки, закопанной немцами под Харьковом в 1941 году? Я и моя мама положили камни рядом с могилой моей прабабушки в память о ней. Камни от бабушки, мамы, меня и моей дочери. И один как основу, плиту. Но ощущение, что хотели, как лучше, а получилось все плохо и неправильно. Мы живем в России. У нее нет ни памятника, по ней никогда не читалась молитва. Подскажите, пожалуйста, как нам быть?
Большое спасибо за Ваш вопрос. К сожалению, миллионы жертв нацистов во время Второй мировой войны не были погребены в соответствии с еврейским законом. Зачастую неизвестна ни дата смерти, ни даже место захоронения этих людей. Поэтому, как ни прискорбно, нет больших возможностей что-то сделать для их тел. Однако постоянно существует возможность помочь душам этих людей.
Свобода выбора правильных и неправильных поступков, продуктивных или разрушительных действий существует только в этом мире. В будущем мире, мире душ, человек пожинает плоды своих действий, как правильных, так и неправильных, совершенных при жизни. В нашем же мире у человека практически постоянно существует возможность расти, меняться, совершенствоваться и жить более одухотворенной жизнью. Когда человек умер — время для достижений прошло. Тем не менее, у души все еще остается возможность подняться на более высокие уровни даже после смерти. Живущие, в особенности, дети и родственники умерших, имеют уникальную возможность улучшить положение душ в будущем мире.
Дети являются продолжением родителей, эта глубокая связь между ними всегда существует и не прерывается даже после смерти. Благодаря этой неразрывной связи действия детей в нашем мире могут повлиять на положение душ родителей в будущем мире. Когда дети делают что-то хорошее, достойное и святое, выполняют заповеди, идут путями Торы и делают это с намерением принести пользу душе покойных родителей, души родителей поднимаются и достигают новых уровней в своем мире.
Чтение поминальной молитвы Кадиш в первый год после смерти и далее в годовщину смерти, безусловно, является удачным «способом» принести пользу душе умершего, но это далеко не единственный способ. Если дети изучают Тору или даже помогают изучать Тору другим людям, это также возвышает душу покойного, помогает ей подняться. Поэтому принято изучать Тору и давать пожертвования на изучение Торы в память умерших родителей и родственников. Еще одним путем возвышения души умершего является благотворительность (цдака) и добрые дела в память о нем.
Когда человек приносит добро в этот мир в память о тех, кто умер, то умерший человек, по сути, становится инициатором улучшения этого мира. Благодаря этой заслуге его душа возвышается и достигает новых уровней в следующем мире.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Ашер Кушнир
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ефим Свирский
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его