Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышала, что в еде допускается наличие определенной доли трефного. Это правда?

Темы: Кашрут, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Была удивлена, услышав, что в еде допускается наличие определенного кол-ва трефного. Правда ли это? И какое именно количество? Откуда это правило? Спасибо заранее, Д.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Д.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в еврейском Законе существует принцип, по которому какая-то доля некошерной или запрещенной еды, смешиваясь с определенным количеством кошерной еды, «аннулируется» и становится пригодной в пищу. Этот принцип называется битуль — «отмена», «аннулирование» (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 109). Следует отметить: данный принцип применяется только в том случае, когда два вида по какой-то причине уже перемешались, однако изначально запрещено смешивать трефную пищу с кошерной, чтобы аннулировать (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 99:5).

Попробуем рассмотреть некоторые общие принципы данного закона. Существует два вида аннулирования: битуль бэ-ров — «отмена меньшей части в большей» и битуль бэ-шишим — «отмена одной части в шестидесяти частях».

По Торе пища имеет статус тех компонентов, которые составляют бОльшую ее часть, т.е. если более пятидесяти процентов смеси составляют кошерные компоненты, то и вся смесь будет считаться кошерной. Однако этот принцип применим, только если в смеси совсем не чувствуется вкус некошерных компонентов. Когда вкус этих компонентов ощущается, то даже если они «в меньшинстве», вся смесь запрещена к употреблению в пищу. Иными словами, необходимо «аннулировать» не только саму некошерную пищу, но и ее вкус.

Получается, если кошерный и трефной виды сухой холодной пищи, имеющие одинаковый вкус (мин бэ-мино), по ошибке смешали, действует принцип «отмена меньшей части в большей» (битуль бэ-ров). Поскольку в данном случае вкус некошерной пищи не будет чувствоваться.

Если же кошерный и трефной виды сухой холодной пищи обладают разным вкусом (мин бэ-шэ-эйно мино) и их по ошибке смешали и приготовили вместе, действует принцип «отмена одной части в шестидесяти частях» (битуль бэ-шишим). Этот же принцип применяется, когда смешиваются два вида жидкости или когда два вида пищи были сварены или размолоты вместе, даже если у них одинаковый вкус.

Следует отметить, что некоторые виды пищи не подлежат аннулированию, например, хамец (квасное) в Песах, тевель (пища, от которой не отделены трумот и маасрот), некошерная пища, которая остается видимой в смеси, некошерная пища, необходимая для придания цвета, и многие другие виды.

Безусловно, невозможно рассмотреть все детали данного закона в рамках короткого ответа, поэтому если возникают конкретные практические вопросы, следует обратиться к компетентному раввину.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его