Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста, какая разница между майсером и цдокой?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Давать цдаку (пожертвования) является одной из 613 заповедей, которые обязан соблюдать еврей. Как сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок рядом с тобой, то поддержи его… и будет он жить рядом с тобой» (Ваикра 25:36, см. также Дварим 15:7—8). Выдающийся еврейский мудрец Рамбам придавал очень большое значение правильному выполнению этой заповеди, объясняя это тем, что именно благодаря заслуге её выполнения еврейский народ освободится из изгнания (Рамбам, Матанот аниим гл.10).
Если у человека есть возможность выделять на пожертвования десятую часть своего дохода, эта десятая часть и будет называться маасер. Большинство людей именно так и поступают. А тот, кто отделяет пятую часть дохода, выполняет заповедь наилучшим образом.
Существует три различия между просто пожертвованиями (цдака) и отделением десятины (маасер):
— цдака дается без точного расчета, а для маасера необходимо точно отделить десятую часть дохода;
— о том, кто дает цдаку, сказано, что он не обеднеет, а о том, кто оделяет маасер, сказано, что он разбогатеет (респонс Радваза 3:441);
— Всевышний становится партнером человека, отделяющего маасер, во всех его делах (Аават хэсед 2:18).
В заключение приведем рассказ из книги Рава Ицхака Сильвера, которая, с Б-жьей помощью, скоро выйдет на русском языке.
Раби Шмуэль Финкель (сын знаменитого Сабы из Слободки) отправился в Варшаву, чтобы выгодно вложить свои деньги. Он купил несколько вагонов муки и других продовольственных товаров. Сразу после этого началась первая мировая война и цены на продукты подпрыгнули до небес. У раби Финкеля было две возможности: продавать товары по новым ценам и быстро разбогатеть или заняться помощью бедным. В конце концов, он решил, что нужно воспользоваться ситуацией и помочь другим евреям. Первым делом он отправил большую часть продовольствия в йешивы, у которых в то время уже не оставалось никаких средств.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Рав Овадья Климовский
Рав Зеев Гершензон
Но как же можно не считать деньги?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его