Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Святой, благословен Он, даёт мудрость только тем, в ком есть мудрость»Вавилонский Талмуд, Брахот 55а

В какой последовательности говорить благословения?

Темы: Благословения на еду, Благословения, Биркат аМазон, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хотела бы узнать про благословение Меэйн Шалош. На какие 5 видов фруктов их нужно говорить? И какая вообще последовательность фруктов по важности среди них? И если ты еще вдобавок съел булку, что первее благословляется — булка или плод? Спасибо.

Отвечает рав Берл Набутовский

Благословения — это достаточно обширная тема, требующая изучения. Тем не менее, попытаюсь кратко ответить на Ваш вопрос.

В первую очередь, очень важно не путать законы благословений до еды и благословений после еды. Начнём с благословений перед едой.

Благословений перед едой всего шесть: на хлеб говорят А-Моци («…Выводящий хлеб из земли»), на другие мучные изделия — мезойнес («…Сотворивший разнообразные виды пищи»), на вино — Борэй приа-гофен («…Сотворивший плод виноградной лозы»), на фрукты — Борэйприа-эц («…Сотворивший плод дерева»), на овощи — Борэйприа-адомо («…Сотворивший плод земли»), на всё остальное — ше-а-коль («…по слову Которого создано всё»).

Если Вы собираетесь есть булку или любой другой вид хлеба, то в большинстве случаев следует омыть руки и произнести А-Моци. Это благословение «подразумевает» все основные блюда, которые входят в трапезу, и других благословений перед едой не требуется.

Если Вы есть хлеб не собираетесь, порядок благословений следующий:

В первую очередь произносим мезойнес на мучные изделия (но не хлеб), приготовленные из одного из пяти злаков: пшеницы, ячменя, полбы, ржи или овса. Если перед Вами рис, или пшено, или блюдо из риса, то перед тем, как его есть, тоже следует произнести мезойнес.

Потом произносим благословения на:

1. Вино — Борэй приа-гофен

2. Оливки

3. Финики

4. Виноград

5. Инжир

6. Гранат

7. Любой другой фрукт, растущий на дереве, — все Борэйприа-эц.

8. Овощи, растущие на земле или на кусте (включая бананы), — Борэй при а-адомо.

9. Всё остальное — ше-а-коль.

Благословения Мэ-эйн шалош, о которых Вы спрашиваете, относятся к благословениям после еды. Их всего три вида:

:

1. Биркас а-Мазон, которое произносится после трапезы с хлебом. Если Вы произносите Биркас а-Мазон, то «подразумеваете» всё, что съели, и никакого другого благословления произносить не требуется.

2. Благословение Мэ-эйн шалош (Завершающее «тройное» благословение), которое произносится (а) после употребления мучных продуктов из пяти злаков (но не из риса и пшена), (б) вина и (г) пяти видов фруктов, упомянутых в списке выше. Если Вы ели, скажем, печенье с финиками, то необходимо упомянуть и аль а-михья («за пищу и средства к существованию») и аль а-эц вэ-аль при а-эц («за дерево и плод дерева») в Мэ-эйн шалош. То же самое относится к вину. Порядок такой, как я привёл, но благословение произносится один раз с упоминанием всего, что Вы ели.

3. После риса, пшена, фруктов, не относящихся к упомянутым пяти видам, овощей, рыбы, мяса, воды и всего остального произносят Борэй нэфошос («…Сотворивший множество живых существ»). Мэ-эйн шалош, в отличие от Биркас а-Мазон, не «подразумевает» эти продукты. Поэтому, если Вы ели мясо и запивали его вином, необходимо сказать и Мэ-эйн шалош на вино, и Борэй нефашос на мясо. Единственное исключение: если Вы ели, скажем, гранат и яблоки, то Мэ-эйн шалош на гранат «подразумевает» яблоки, так как и то, и другое — это «плод дерева».

Не забывайте, что благословение перед едой произносится на любое, даже самое минимальное количество пищи. Благословение после еды произносится, только если Вы съели определённое количество пищи — шиур.

Надеюсь, что немного прояснил для вас вопрос благословений. Более подробно об этом читайте в Кицур Шулхан Орух, начиная с 48ой главы и далее.

С уважением, Берл Набутовский

Материалы по теме


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше