Темы: Кадиш, Похороны, Траур, Кладбище, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Ребе! Ушел из жизни на 94 году заслуженный человек Меир Райзберг. Именно благодаря его заслугам в Курской еврейской общине были не забыты, а сохранены многие еврейские традиции. 12 ноября исполняется 30 дней со дня похорон. Вопрос — какой порядок поминания, нужно ли ехать на кладбище, чтобы прочитать молитву, или достаточно сделать это в синагоге, нужно ли собирать миньян? Жду Вашего ответа. Л.
Уважаемый Л.!
Обязанность поминать усопшего лежит в первую очередь на его ближайших родственниках, если таковые имеются. Родственники, которые обязаны соблюдать законы траура — это родители, дети, братья, сёстры и вдова покойного. У других людей такой обязанности нет. (В отличие от обязанности похоронить и проводить умершего, которая распространяется на всех). Тем не менее, любой человек, который участвует в поминовении еврея, особенно, если у покойного есть заслуги перед общиной и, особенно, если у него нет достойных потомков, которые могли бы скорбеть о нем по закону, выполняет большую мицву — заповедь.
В тридцатый день после похорон принято идти на могилу покойного и читать там следующие главы Тэилим (псалмы):33, 16, 17, 72, 91, 104, 130. Затем читают части из главы 119. Дело в том, что псалом 119 разделён на 22 части, соответствующие 22 буквам еврейского алфавита. Все стихи каждой из частей начинаются с соответствующей буквы. Читают отрывки, соответствующие буквам имени покойного, а затем — отрывки, соответствующие буквам нун-шин-мэм-hэй, т.е. слову нэшомо, что означает «душа». Поскольку покойного звали Меир, следует прочесть такие стихи из главы 119:
Буква | Стихи |
мэм | 97—104 |
алеф | 1—8 |
йуд | 73—80 |
рэйш | 153—160 |
нун | 105—112 |
шин | 161—168 |
мэм | 97—104 |
hей | 33—40 |
После этого, читают молитву Ана. Если на могилу пришло десять мужчин (миньян), то нужно сказать Кадиш Йатом. Если есть родственники, то Кадиш должны говорить именно они. Если родственников нет, то Кадиш может сказать любой человек, у которого нет хотя бы одного из родителей. Есть традиция класть небольшие камни на могилу.
Описанное выше — это идеальный вариант. Если нет возможности собрать миньян, можно произносить главы из Тэилим и без миньяна. Если есть возможность собрать миньян, но люди не хотят ехать на кладбище, можно произнести Кадиш в синагоге или там, где собирается Ваша община.
На тридцатый день после похорон заслуженного человека принято собирать общину и говорить о заслугах покойного, произносить речи, которые помогут членам общины усовершенствоваться в исполнении заповедей. Если люди примут на себя исполнение каких-то новых обязанностей или пожертвуют деньги на благотворительность в результате такого собрания, это, несомненно, будет источником большой радости для души усопшего. Вы говорите, что община многим обязана покойному Реб Меиру. Если — благодаря ему и в память о нём — кто-то из членов общины примет на себя новые обязанности по соблюдению заповедей, это будет настоящим подарком для его души. Теперь это единственный способ выразить ему свою признательность.
С уважением, Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Бенцион Зильбер
Мы действительно получаем нечистоту, посетив кладбище, туалет и т.п.? И омовение рук снимает нечистоту? Или это просто ритуал?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Мордехай Свердлов
Рав Реувен Куклин
Я видел трансляцию с мест захоронений евреев, где ортодоксальный хазан был одет в талес…
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Бенцион Зильбер
У меня погибла сестра...
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его