Темы: Шломо, Рав Реувен Куклин, Танах, Грех, Идолопоклонство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! У меня по ходу чтения книги пророка Мелахим I, главы 11, созрел вопрос по поводу предложения «И последовал Шеломо за Ашторэт, божеством Цидонским, и за Милкомом, мерзостью Аммонитян». В итоге, наказан царь Шеломо был за строительство капищ для своих жен или за то, что сам принимал участие в поклонении языческим божествам? Спасибо большое заранее за ответ. Таня
Уважаемая Таня !
В этой же главе ниже однозначно говорится, что Шломо был наказан за свои действия (стих 11): «И сказал Господь Шломо: за то, что ты так поступал и не соблюдал завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну царство от тебя и отдам его рабу твоему».
Однако утверждение о том, что Шломо сам принимал участие в поклонении языческим божествам, неверно, упаси Б-г. Шломо не совершил этого греха, и сказали мудрецы (Шабат 51, 2): «Каждый, кто говорит, что Шломо согрешил, — всего лишь ошибается».
В этом может убедиться каждый, кто знаком, хотя бы немного, с книгами, написанными царём Шломо — Шир а-Ширим, Мишлей и Коэлет (в комментарии Виленского Гаона разъясняется, что царь Шломо написал книгу Коэлет в конце жизни). Книги эти полны огромной любви к Б-гу и страха перед Ним. Как мы можем сказать о человеке столь б-гобоязненном и исполненном любви к Всевышнему, что он преступил столь суровый запрет — запрет чуждого служения?
А то, что написано: «И было, в пору старости Шломо жёны его склонили сердце его к иным божествам», не означает, что царь Шломо, упаси Б-г, предался идолопоклонству и служил чужим богам. Речь идёт о том, что в его сердце закралась «тень мысли» об идолослужении.
Из слов «склонили сердце его» можно сделать вывод: жёны повлияли только на сердце царя, но не на его действия. Это же следует из продолжения стиха: «…и не было сердце его полностью (предано) Господу, Б-гу своему, как сердце Давида, отца его». Ведь если бы царь поклонялся идолам, речь шла бы о том, что он «удалился от Б-га»; слова «не было сердце его полностью (предано) Господу» не имели бы смысла. Из слов «как сердце Давида, отца его» также следует, что царь Шломо был полностью предан Всевышнему, но всё же не в такой мере, как царь Давид, о котором сказано (Млахим I, 15, 5), что он «…делал праведное в очах Господа и не отступал во все дни жизни своей от всего того, что Он заповедал ему». Этот же вывод следует и из стиха 6: «…и не (следовал) полностью за Господом, как Давид, отец его»: царь Шломо следовал за Господом, исполнял Его волю, но не так, как его отец Давид.
Вы можете спросить: если царь Шломо был праведником и прегрешение его было незначительно, почему в этих стихах выражено такое явное осуждение и почему царь был так сурово наказан?
Ответ был бы следующим: Всевышний «спрашивает» с каждого человека в соответствии с его уровнем. А царь Шломо находился на высочайшем уровне: и как сын царя Давида; и потому, что Всевышний являлся ему дважды и наделил его мудростью. Поэтому ему нельзя было совершать и незначительных прегрешений, и небольшой грех «засчитывался» ему как большой.
Поэтому в тексте подчёркивается, что он не был таким, как его отец Давид, т.к. «отклонилось сердце его от Господа, Б-га Израилева, Который являлся ему два раза» (стих 9). Т.е. то, что он был сыном царя Давида, и то, что Всевышний являлся ему дважды, должно было «привести» царя Шломо на такой уровень, где невозможны и мелкие прегрешения.
«Грехи Шломо» подобны всем грехам больших людей, которые упоминаются в Танахе: они часто описываются как тяжкие грехи, но в действительности речь идёт о незначительных прегрешениях. Однако с праведников Всевышний «спрашивает» значительно более сурово, чем с обычных людей (см. Йевамот 121 б), требования к ним значительно выше, потому их небольшие грехи описываются в Танахе как тяжкие преступления.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: кто такие Аммон и аммонитяне
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: если российский народ — тоже потомки Эсава, почему он так отличается от народов Европы? Почему народ России весьма талантлив, но земля не жалеет своего народа или они ее? Чем отличается Греция от Рима, культура от циви
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?
Рав Яков Шуб
Как понять, сколько надо тренироваться, чтоб это было во Имя Небес?
Рав Реувен Куклин
О чём плакал рабби Элиэзер?
Рав Леви Ицхак Риц
Всё кашерное создано Всевышним для нас? Не попробовать — отвергнуть дары Творца? А если меня тошнит от мысли, что когда-нибудь придется съесть саранчу? Как иудаизм относится к удовольствиям? Аскетизм не приветствуется? Яства мешают духовности?