Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли рассматривать предоставление потребительского кредита как вложение в бизнес?

Темы: Тора и бизнес, Проценты, Ссуда, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте, посмотрел на сайте урок по краткосрочным кредитам. Появился следующий вопрос. Тора, в принципе, запрещает давать деньги под процент. Есть момент, если правильно понимаю, что можно, если я открываю эсек (дело) и беру богатого компаньона в шутафут (партнёрство), обещаю ему вернуть его деньги с процентом из будущей прибыли. Но мы все знаем, что любые ссуды в банке даются с процентом. Можно ли рассматривать потребительский кредит на покупку стиральной машины или ремонт квартиры эсеком? И как быть со штрафами к государству и частным фирмам в случае задержки платежа, не является ли это запретом Торы?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде чем перейти непосредственно к ответу на него, сделаем небольшое вступление. Один из основных законов Торы повелевает давать еврею деньги в долг (если он в них нуждается и просит об этом) без процентов. Соответственно, еврей, который даёт другому еврею ссуду под процентырибит — во многих случаях нарушает запрет Торы. Запрет взимания процента распространяется на всех лиц, участвующих в выдаче ссуды (займа, кредита): на заимодавца, получателя ссуды, гарантов сделки и всех, кто помогает в получении ссуды.

Для того чтобы уберечь еврейских бизнесменов от нарушения всевозможных видов запрета рибит (который как никогда актуален в последнее время в связи с бурным развитием кредитно-финансовой системы) и в то же время не препятствовать эффективному ведению бизнеса, мудрецы предложили заключать так называемый этер-иска, т.е. договор о совместном предпринимательстве. Данный договор кардинально меняет отношения между заимодавцем и получателем ссуды, превращая их в партнеров в совместном бизнесе. Этер-иска позволяет давать кредит и одновременно получать прибыль от части денег. Это достигается следующим образом: из суммы, выданной заимодавцем, лишь часть считается ссудой, а другая часть рассматривается как капиталовложение в бизнес получателя со стороны заимодавца, что позволяет последнему извлекать из нее прибыль.

В этой связи актуален Ваш вопрос, а именно: как быть, если человек берёт ссуду в банке и не собирается вложить её в какой-либо бизнес, а хочет потратить, например, на покупку стиральной машины? Ведь в таком случае невозможно рассматривать банк и клиента как партнеров в каком-либо бизнесе, который может приносить прибыль. Соответственно, можно было бы предположить, что хотя банк имеет этер-иска, в данной ситуации это не помогает, и подобная ссуда остается обычной ссудой под проценты, которая запрещена еврейским законом.

Однако данная ситуация была также предусмотрена мудрецами. Большинство современных договоров этер-иска, в том числе и те, которые были недавно подписаны израильскими банками по просьбе и под покровительством ведущих мудрецов нашего поколения, содержат в себе пункт следующего содержания. Если получатель ссуды не захочет вкладывать деньги в бизнес, который может приносить прибыль, а потратит их на повседневные расходы, то банк получает долю, соответствующую размерам ссуды, в других доходных предприятиях, имеющихся у получателя ссуды. Иными словами, банк становится партнером получателя ссуды в другом, уже существующем бизнесе, и проценты, которые он получает, являются частью его прибыли в этом бизнесе (Хохмат Адам 143:5, Шоэль у-мэшив 3:160).

Таким «доходным предприятием» могут быть также земля, дома, в том числе и жилая квартира или другая недвижимость, имеющаяся во владении получателя ссуды (респонс Тшурат Шай 1:23). Это могут быть ценные бумаги, акции, а также движимое имущество, например, драгоценные камни, которые можно продать, или автомобиль, который можно сдать в аренду и т.п. (респонс Имрэй Йашар 1:108). При этом необходимо соблюдение двух условий: во-первых, чтобы сумма ссуды не превышала стоимость данного имущества, во-вторых, чтобы потенциально данное имущество могло вырасти в цене или принести прибыль от аренды в соответствии с процентами, которые обязан заплатить получатель ссуды.

Если получатель ссуды не имеет ничего из перечисленного или подобного ему имущества, то возможность получения ссуды в банке с целью использования её на повседневные нужды является предметом спора ведущих галахических авторитетов. Если этот вопрос имеет практическое значение, необходимо обратиться к компетентному раввину.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Это ссуда под процент? Я же ничего не выиграл!

Материалы по теме

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала

Рав Шауль Вагшал


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше