Темы: Трапеза, Песах, Суббота, Женщина, Пасхальная Агада, Здоровье, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Помогите, пожалуйста. Вопросов много, а спросить не у кого.
1. По состоянию здоровья я не могу ужинать после 19 часов. Что же делать с заповеданной обильной шаббатней трапезой? Могу поесть только совсем немного. Пробовала много раз, и мне потом нехорошо.
2. Идёт Песах.
а) Надо ли убирать из кухни некошерную неиспользуемую посуду, типа тарелок, или можно просто ими не пользоваться?
б) Могу ли я пользоваться свежевыжатым апельсиновым соком вместо вина, которого у нас нет?
в) Могу ли я, женщина, проводить Агаду?
Вопросов ещё много, но задавать их все сразу мне неудобно. Буду благодарна за ответы. С уважением, Лия
Уважаемая Лия,
Большое спасибо за Ваши вопросы.
1. Обязанность есть во время субботних трапез распространяется как на мужчин, так и на женщин. Изначально необходимо, чтобы все три субботние трапезы были с хлебом (во время третьей трапезы при необходимости возможны другие варианты; если для Вас это актуально, проконсультируйтесь у раввина). Минимальное количество хлеба, которое необходимо съесть, чтобы это считалось трапезой, — кэ-бейца. Если для Вас такое количество также слишком велико, можно полагаться на мнение тех галахических авторитетов, которые считают, что минимальный размер субботней трапезы это кэ-зайт (Элия Рабба 291:3, Орух а-Шулхан 291:7). Необходимо съесть это количество хлеба в течение 4 минут (если это тоже сложно, то, по крайней мере, в течение 6—9 минут). Если Вам трудно съесть даже такое количество хлеба вечером, то необходимо хотя бы сделать вечером кидуш и съесть как минимум кэ-зайт пирога или другой выпечки (мэзонот) или — минимум — выпить рэвиит кошерного вина или виноградного сока. В последнем случае надо устроить три трапезы в субботу днем (Мишна Брура 274:9). Если и это невозможно, то надо просто сделать три трапезы в субботу днем. При этом в первой трапезе делают кидуш — такой же, как вечером, но без первой части, начинают сразу с благословения на вино (Мишна Брура 291:5).
Объём кэ-бейца — по мнению Хазон Иша приблизительно 100 сантиметров кубических, по мнению Рава Хаима Ноэ 58 сантиметров кубических. Кэ-зайт — по мнению Хазон Иша приблизительно 50 сантиметров кубических, по мнению Рава Хаим Ноэ 29 сантиметров кубических. Рэвиит — по мненю Хазон Иша приблизительно 150 миллилитров, по мнению Рава Хаима Ноэ 86 миллилитров. В Вашем случае можно полагаться на мнение Рава Хаима Ноэ.
2. Шулхан Орух (451:1) говорит: ту посуду, которую использовали для квасного (хамца) и не собираются кашеровать и использовать на Песах, необходимо очистить от видимых остатков хамца и поместить отдельно, в такое место, которое обычно не используется. Это необходимо сделать для того, чтобы случайно не воспользоваться ею в Песах. Посуду, которую невозможно очистить от видимых остатков хамца, необходимо продать нееврею вместе с прочим квасным.
3. Изначально необходимо приложить все усилия, чтобы достать на Песах вино либо виноградный сок, даже, если это связано с материальными затратами (Шулхан Орух 472:13), поскольку, выполняя эту заповедь, мы оповещаем о чудесах, которые происходили с еврейским народом при выходе из Египта. Сегодня в большинстве крупных городов Украины существуют еврейские общины, в которых можно достать кошерное вино или сок на Песах.
Если невозможно достать сок или вино, то разрешено использовать вино из изюма. Мишна Брура (272:15,16) пишет, как его приготовить: взять не совсем сухой изюм (в котором еще осталось немного влаги), помять или порезать его, а затем залить водой. Желательно при этом также выжать его, затем следует дать настояться в течение трех дней или сварить эту смесь. Чтобы на него можно было произнести благословение Борэ при а-гофен («Создающий плод виноградной лозы»), изначально изюм необходимо положить в пропорции: чуть больше одной части изюма на три части воды (Минхат Шабат 77:8, Беур Алаха, 204). В крайнем случае, можно полагаться на мнения тех, кто считает, что изюм может составлять чуть больше одной шестой (При мегадим, Мишна Брура 272:16).
Если невозможно приготовить вино из изюма, разрешено использовать хамар медина, т.е. напиток, который распространен в данной местности и который пьют не только для того, чтобы утолить жажду, но и на каких-то важных мероприятиях, или угощают гостей. Мне не кажется, что сегодня на Украине апельсиновый сок является распространенным напитком, поэтому он не подходит для этих целей. В Вашем случае, если нет другого выхода, можно полагаться на мнение галахических авторитетов, которые считают, что можно использовать чай с сахаром (Орух а-Шулхан 296:13, Шмират шабат кэ-илхата 60:3). Чай должен быть не горячим, чтобы его можно было пить залпом.
4. Обязанность рассказывать о выходе из Египта распространяется и на женщин. (Шулхан Орух 472:14). Существует спор: эта обязанность женщин — установлена Торой или мудрецами. В любом случае, если по каким-то причинам Ваш муж не может проводить Седер, то Вам следует провести Пасхальный седер самой.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Какие молитвы говорят перед едой?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Мирьям Климовская
Почему мужчина благословляет Всевышнего за то, что Он не создал его женщиной?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его