Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем существуют разночтения в Писаниях?

Темы: Танах, Давид, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав. Во 2-ой книге Царств написано: «9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч» (2Цар.24:9). А в книге 1Цар.21:5 написано: «5 И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев — четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч». Вопрос: почему разные цифры? Ведь в Писаниях ошибки нет. Объясните, пожалуйста. С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и браха, уважаемый Юрий!

Вы совершенно правы — в Писаниях не бывает ошибок, и если существуют разночтения, то лишь затем, чтобы таким образом передать нам дополнительную информацию. Причем, чем более очевидны «нестыковки», тем яснее, что они призваны передать нам какую-то скрытую информацию [1].

Существует несколько вариантов объяснения противоречивым данным в книге Шмуэля и Диврэй а-Йамим. В сборниках Мидраш Шмуэль и Бэмидбар Раба приводится предание о том, что Йоав заготовил два списка — в одном указывалось действительное количество воинов, а в другом — оценка их сил. Мудрецы поясняют, что в результате переписи (как известно, запрещенной Торой[2]) сила воинов уменьшилась. Есть также мнение, что 30 тысяч иудеев погибли от эпидемии, разразившейся в то время в результате подсчета.

Другая «комментаторская линия» объясняет, что в отчете Йоава (см. прим. 2) не была учтена часть жителей Иудеи, а именно левиты и представители колена Биньямина. С другой стороны, из числа исраэлитов не были учтены знать и военачальники. Сопоставляя два стиха, приведенных Вами, можно понять в результате и настоящую ситуацию, и то, как Йоав представил ее царю. Мудрецы говорят (в сборнике мидрашей, приводимом комментаторами), что ключ к пониманию этого противоречия между двумя стихами содержится в третьем стихе — Диврэй а-Йамим I 27:1, где говорится о 24 тысячах военачальников, сменявшихся каждый месяц. Всего их было, соответственно, 24х12=288, и 12 тысяч родоначальников племен — всего 300 тысяч, именно их не учел Йоав. Мудрецы говорят, что это — классический пример применения одного из принципов толкования Торы: «Два стиха противоречат друг другу, а разрешение противоречия содержится в третьем».

С уважением, Овадья Климовский


[1] Ведь если рассмотреть заявление «библейской критики» о том, что эти противоречия доказывают наличие у Писаний разных авторов, не дай Б-г, то логично предположить обратное. Если бы разные люди придумывали и писали эти тексты, то для редакторов, желающих выдать эти Писания за Б-говдохновенные, не составило бы труда заметить и исправить подобные «ошибки». То, что они не сделали этого, напротив, доказывает, что Тора и Писания пророков передавались из поколения в поколение так, как были получены.

[2] Мы ни в коем случае не предполагаем, что царь Давид просто нарушал Тору. Безусловно, у него были аргументы, в соответствии с которыми он имел право отдать такой приказ. Однако Йоав, не будучи ознакомлен с этими соображениями или не соглашаясь с ними, старался выполнить приказ необычным способом, так, чтобы подсчет был неточен, надеясь, что в таком случае нарушения удастся избежать.

Читайте: Б-г не хотел писать Тору так ясно, чтобы она не требовала объяснений… Тринадцать формул, по которым интерпретируется Тора

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его