Темы: Суббота, Одежда, Яков Шуб, Стирка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Скажите, пожалуйста, если в шабат ребенок (школьник) описал постель, можно ли налить на это пятно на матрасе воды? Матрас не трогают руками, не переставляют, никто не будет его отжимать и т.д. Просто сверху льют воду. Иначе от постели будет весь день неприятный запах. Большое спасибо за ответ. Большое спасибо за сайт и Вашу работу. Шавуа тов.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Одной из 39 работ, которые выполнялись при строительстве Мишкана, было отбеливание. Отбеливали шкуры животных, которые в дальнейшем использовались для покрытия Мишкана. Соответственно, отбеливание является работой, запрещенной в Шаббат Торой. Замачивание (шрия) является одной из производных работ (толада) отбеливания, т.к. способствует очищению одежды. Соответственно, оно также запрещено Торой. Замачивать запрещено, даже когда человек не стремится очистить одежду, поскольку она очищается в любом случае, хочет он этого или не хочет (Мишна Брура 302:55).
Ситуацию, подобную той, о которой Вы спросили, обсуждали уже ранние комментаторы (ришойним). Они говорили о случае, когда ребенок сидел на руках у мамы и намочил пеленки так, что одежда матери также намокла. В этом случае мама не может молиться и произносить благословения. Рабейну Там предлагает следующее решение проблемы: пусть женщина омоет руки, а затем вытрет их об одежду, которая намокла, таким образом «аннулируя» мочу. По мнению Рабейну Тама, запрет замачивать одежду (шрия) не распространяется на случаи, когда одежда одновременно с замачиванием грязнится (дэрэх лихлух). А когда человек вытирает руки об одежду, одежда грязнится, даже если руки предварительно помыли. Бейт Йосеф (302) детально разбирает это решение и в конечном итоге приходит к выводу, что, по мнению Рабейну Тама, разрешено только вытереть мокрые руки об одежду. Но запрещено омывать руки так, чтобы вода стекала на одежду, и тем более просто лить воду на одежду, т.к. тогда одежда очищается, даже если человек в этот момент не заинтересован в стирке. Это приводится у Рамо (302:10).
Получается, что в Вашем случае будет запрещено лить воду на матрас, даже если Вы хотите просто убрать запах. Поскольку таким образом матрас очищается, а это подпадает под запрет замачивать одежду, как было сказано выше. Патент, который предлагает Рабейну Там, очевидно, также не совсем актуален в Вашем случае. Однако разрешено выставить матрас на воздух, чтобы он проветрился, т.к. в этом случае нет опасения, что люди подумают, будто матрас постирали в Шаббат.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Чем запрещённая в субботу «работа» отличается от её «производной»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Неизвестный автор
Молодые девушки-арабки стирают вещи в старом корыте.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Мендель Агранович
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его