Темы: Кашрут, Яков Шуб, Кашерование посуды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Моя подруга, начинающая в соблюдении, спросила меня насчет кошерования посуды. У нее есть керамические тарелки, которыми она очень долго не пользовалась. Но когда-то ими пользовались и для мясного (не трефного), и для молочного… Я, помня что керамика не подлежит кошерованию, так и сказала. Но она говорит, что слышала, что если долго не пользовались, то можно откошеровать. Скажите мне правильный ответ, пожалуйста. Р.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы действительно правы, что при обычных обстоятельствах керамическая посуда, использовавшаяся для горячих блюд, не подлежит кошерованию.
Однако существует мнение Рава Мойше Файнштейна (Игройс Мойше, Йорэ Дэа 2:46): если запрещение посуды ведёт к большим финансовым потерям, разрешено кошеровать керамическую посуду, которая не использовалась в течение 12 месяцев. Способ кошерования, который он предлагает в данном случае, — сделать агалу три раза.
Свое решение Рав Мойше Файнштейн обосновывает следующим образом.
Во-первых, существует мнение Хохама Цви, который разрешает кошеровать любую посуду по прошествии 12 месяцев после последнего использования, а также мнение одного из ришойним (ранних комментаторов) Баал а-Итур, который разрешает кошеровать глиняную посуду с помощью трёхкратной агалы.
Во-вторых, в большинстве случаев такая посуда используется как кли шейни («вторая посуда» — ёмкость, в которую перекладывают пищу из кастрюли или сковороды, стоявшей на огне). Т.е. фактически в ней не варят пищу, а только перекладывают уже сваренную.
В-третьих, в некоторых ситуациях мудрецы допускают некоторые «облегчения», чтобы помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию. Например, в Мишне (Гитин 55а) приводится ситуация с человеком, который украл бревна и построил из них дом, а теперь хочет исправить содеянное. Он должен вернуть только стоимость бревен. Несмотря на то, что по букве закона он должен был бы разрушить дом и вернуть те бревна, которые украл.
Соответственно, если речь идет о дорогой керамической посуде, которой не пользовались 12 месяцев, Ваша подруга может положиться на мнение Рава Мойше Файнштейна и откошеровать ее, сделав агалу три раза.
Однако, поскольку законы кошерования на Песах более строги, то нельзя откошеровать керамическую посуду, которая впитала хамец (квасное), чтобы использовать в Песах.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Четыре раввинские истории
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его