Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Ровно год назад я записал видео-урок на одну из тем раздела Торы "Ницавим". Назывался – "Будь снисходительным", в смысле "Умей прощать" людей, которые тебя окружают.
В понедельник 30 августа в 19.30 по иерусалимскому времени (сБ) прошел новый урок – примерно на ту же тему: "Спокойствие, главное – спокойствие". О том, какими качествами должны обладать учитель, наставник, а также отец с матерью, когда учат (поучают) детей.
Привожу несколько историй с прошлогоднего урока (не особенно редактируя свою устную речь. Вы позволите?).
** **
1. Раби Моше Файнштейн.
Однажды он председательствовал в раввинском суде, где рассматривалась какая-то денежная тяжба. Суд постановил, что ответчик должен заплатить некоторую сумму. Но тот, кому это присудили, отказался выполнить судебное решение. Так и сказал: "Не буду платить".
Раввин спросил его: "Почему?"
Тот ответил: "Вы нарушили важный закон, а именно – запрет выносить решение ночью".
Рав Файнштейн сказал: "Раз так, то приходи завтра днем – мы примем точно такое же решение".
Тот запальчиво заявил: "И завтра не приму – потому что считаю ваше решение неправильным".
На том и разошлись. Что с ним поделаешь – не полицию же звать.
Прошло несколько лет. Тому человеку надо было получить место шохета, резника. Он пришел к раву Моше Файнштейну за рекомендациями. Рав его расспросил, устроил настоящий экзамен – и согласился рекомендации дать.
Когда поднял ручку, чтобы подписать бумаги, присутствующие спросили его, помнит ли раввин этого человека. Сказали: "Он ведь тот, кто отказался принять решение суда".
На это рав сказал: "Отлично помню. Но какая тут связь? В том случае он ошибся – и еще исправится. Здесь совсем другое дело – и я считаю, что он достоин этой рекомендации".
И подписал бумагу.
** **
[От себя замечу: некоторые свой конфликт с другим человеком или непонимание в какой-то конкретной ситуации переносят на все отношения с этим человеком. Начинают его недолюбливать, обвинять, подозревать и пр. Мол, он плохой человек, ибо поступил неправильно там-то и там-то. А еще есть такая напасть: некоторые смешивают свои производственные дела и бытовые контакты. Т.е. напряжение по работе переносится в область личных отношений. Это ошибка, от которой следует срочно избавляться.]
** **
2. Варшавский раввин раби Шломо-Залман (автор "Хэмдат-Тора").
У него в доме был слуга – получал 3 рубля в неделю. Однажды пропали в доме дорогие подсвечники – полученные в наследство – из чистого серебра, очень дорогие. Все сказали раввину, что, скорее всего, тот слуга и украл. Но раввин их не слушал.
И вот, однажды пригласили раввина на брит-мила к богатому человеку. Там он увидел на столе свои подсвечники. В конце церемонии, когда люди уже расходились, он спросил у хозяина, откуда они у него. Уж больно красивые.
Тот сказал, что эти подсвечники он купил в таком-то магазине за 50 рублей.
По пути домой рав зашел в тот магазин и спросил владельца, откуда он достал подсвечники, которые купил у него такой-то человек в таких-то числах.
Владелец магазина честно признался, что он их купил у его слуги.
Услышав это, рав Шломо-Залман пошел домой и никаких расследований не предпринимал.
Но работники магазина разнесли слух по всему городу. Мол, так-то и так-то!
Через несколько дней, пришел к раввину тот богач – и принес подсвечники. Предложил их купить у него за 50 рублей.
Рав отказался. Сказал, что у него нет нужды покупать такие дорогие подсвечники. И хоть они красивы, у него есть другие.
Тогда богач снизил цену. Рав снова отказался.
На это богач, понизив голос, сказал, что он слышал, будто эти подсвечники у раввина украли. Это правда?
Рав удивился: "Откуда такой слух? Ничего подобного. Никто у меня ничего не крал".
Богач задумался. А потом сказал, что он уезжает на несколько дней из города. И, поскольку у него есть сомнение в кашерности самой покупки, он хочет оставить эти подсвечники у раввина как у главы местного раввинского суда. Дескать, возможно, ему нельзя было покупать их в том магазине, а возможно, владельцу магазина нельзя было брать их у поставщика. Так или иначе, пока суд да дело (раввинский суд на еврейское дело), он хочет, чтобы раввин их подержал у себя.
Раввин пожал плечами – и поставил подсвечники туда, где они вроде бы стояли раньше.
Через пару часов вошел в ту комнату слуга, увидел подсвечники, мирно стоящими на своем привычном месте, – и обомлел. Решил, что сейчас его будут с позором увольнять.
И вот он, финал истории. Раввин сказал ему:
"Если не ошибаюсь, тебе не хватает 3 рублей в неделю. Верно? Поэтому я решил, что отныне буду платить тебе 6 рублей в неделю".
И ни разу никому не сказал ни слова по поводу этой кражи.
** **
[От себя добавлю. Чтобы строго и требовательно судить другого человека, нужно выполнение нескольких условий:
– Твердо знать, что тот на самом деле совершил данный проступок – т.е., видеть это своими глазами, а не верить слухам, пусть они даже выглядят вполне правдоподобно.
– Знать, что тот поступил так не вынужденно, а намеренно и по своей воле. Если был вынужден – тут нет преступления.
– Можно потребовать от человека исправления (сделав ему выговор, принудив к выплате ущерба и пр.) – но только если ты сам никогда так не поступал. Если однажды себе простил – то и другому прости. Это и есть справедливость! (Причем нет разницы в величине нарушения. Дескать, я нарушил чуть-чуть, а ты все границы нарушил. – Это не аргумент.)
Общее правило: не поступай с другими по строгому суду – если не хочешь, чтобы небеса поступили с тобой тоже по строгому суду.
Впрочем, все это только рекомендации. У любого есть право их не придерживаться. Но что таки да, надо делать? Надо каждый раз подумать: а не та ли сейчас ситуация, в которой я эти рекомендации могу применить?]
** **
3. Американский раввин раби Яаков Йосеф Эрман (Herman). Главной его чертой было необыкновенное гостеприимство. Обладая щедрой натурой, он всегда приглашал к себе на субботу много гостей. И, что интересно, сам за ними ухаживал. В частности, посреди трапезы своими руками приносил в огромной кастрюле чолнт с кухни и раскладывал его по тарелкам, подавая каждому гостю.
Однажды его сын подарил ему капоту, длиннополый фрак, красивый, дорогой и сшитый на заказ.
Пришли гости – и рав принес кастрюлю с чолнтом. Подал одному гостю – а тот как закричал: "Я не люблю чолнт!" – всплеснул руками – тарелка вылетела из рук раввина – и забрызгала всю капоту.
Все застыли. Гость побледнел – и бросился из комнаты наружу. Раввин за ним. Через несколько минут они оба вернулись: раввин его обнимает за плечи, говорит: "Я тебе дам новую тарелку. Это особый чолнт, его нельзя не любить, вот попробуй".
(Ну, чистая демьянова уха – на еврейский лад. Да только речь не об этом.)
После трапезы его спросил сын: "Папа, тебе надо много терпения с такими гостями".
Отец ответил: "Не надо вовсе терпения. Если любишь людей и не столько умеешь их прощать, сколько хочешь их прощать – т.е. ищешь возможности простить, – то поверь мне, всегда будешь радоваться, если есть такая возможность".
[От себя, как обычно, добавлю: ибо для этого человек и рожден на свет.]
** **
4. Последняя история – с толикой юмора.
Адмор из Гур раби Авраам-Мордхе Альтер (автор "Имрей-Эмет").
В молодости, сразу после свадьбы, он жил в польском городе Бялый, где один местный богач все время над ним смеялся, преследовал и досаждал. Как и положено раввинам, наш рав ничем ему ни разу не ответил.
Через много лет разразилась Первая мировая война. Тот богач потерял все свое богатство, стал бедным и приехал в Варшаву, где к тому времени жил адмор, достигший всеобщего уважения и любви.
И вот однажды раби Альтер повстречал того бедолагу на улице, привел домой, накормил – а затем помог ему с устройством на работу. И никогда не напомнил ему о его былом плохом поведении.
Эта история не вошла бы в библиотеку раввинских историй, если б не высказывание раввинской жены, с которым она обратилась к мужу, раби Аврааму-Мордхе.
Она сказала так:
– Я вижу, ты еще не забыл, как он тебя травил и обижал. И поэтому стараешься помочь ему больше, чем другим людям. Так вот знай, не настолько он сделал тебе плохо, как ты делаешь ему хорошо".
** **
Тема четырех историй: будь снисходительным к людям, умей их прощать.
Написано в недельном разделе "Ницавим" (Дварим 29:9): " אתם נצבים היום כלכם לפני ד', Вы все стоите сегодня перед Всевышним".
Раши спрашивает: почему этот стих идет за проклятиями? (В предыдущем разделе был приведен обширный список проклятий, которые постигнут народ за несоблюдение заповедей.)
И отвечает: потому что евреи расстроились: кто с этим выстоит? кто сможет соблюдать всю Тору?
Моше успокоил их: вот, вы стоите перед Всевышним, несмотря на то что неоднократно против Него выступали. Но Он вас не уничтожил. Почему? Потому что прощает вас постоянно. Ведь смотрите, вы и на самом деле стоите перед Ним!
Вывод из Раши: Всевышний с нами терпим. Значит, и нам надо уметь терпимо относиться к другим людям. Надо уметь их прощать. Не быть взыскательными.
А можно сказать чуть иначе: еврей, будь снисходителен к другим людям – как Всевышний снисходителен к еврейскому народу.
Теги: Мудрецы, Мусар, Видео-урок, Недельный раздел