Темы: Провидение, Свобода выбора, Гнев, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСперва цитата: «Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность — от Всевышнего, он бы не гневался вовсе». А вот как быть, если причина гнева — глупость евреев? Не отдельного человека, который имеет право на ошибку, а именно самоубийственная глупость большинства! Это разве Все-ним было заранее детерминировано? Кажется, что это результат свободы выбора. Или даже в этом случае я подобен идолопоклоннику? С уважением, Александр-Исроэль (Москва),
Приведенное Вами высказывание мудрецов основывается на вере в hашгохо протис — Провидение («частное», касающееся каждого отдельного человека). Опуская множество деталей и разногласий по этому вопросу, объясним действие Провидения так:
Всё, что происходит с человеком, происходит не случайно. Каждое событие даёт ему возможность духовно подняться, отреагировав правильно, или духовно опуститься, отреагировав неправильно.
Из такого понимания следует, что независимо от причин, вызвавших данное событие, мы обязаны в первую очередь попытаться холодно проанализировать, какая реакция является наиболее правильной с точки зрения Торы. Есть случаи, когда можно и разозлиться. Например, если кто-то нам будет пропагандировать идолопоклонство, нужно злиться и ненавидеть его. Однако это не означает терять контроль над собой. Потере контроля нет никакого оправдания (кроме Пурима).
Ваше предположение, что у Вс-вышнего нет власти над теми поступками, которые люди совершают в результате свободного выбора, нуждается в пересмотре. Если бы это было так, то мир бы неизвестно до чего докатился. (На самом деле, он действительно докатился, но по заранее выработанному плану!)
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Предопределение и свободная воля
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Авраам Елин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Шимон Грилюс
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Берл Набутовский
«Как восстал человек на ближнего своего и поразил его насмерть, так и это…»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его