Темы: Провидение, Шломо, Свобода выбора, Смешанный брак, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Вот такой вопрос. Почему ТВОРЕЦ молчал, когда царь Шломо женился на египтянке? Ведь это же была первая нееврейская жена, а потом их стало несколько сотен? ТВОРЕЦ же знал, чем это кончится? Почему ОН заговорил о наказании, когда, грубо говоря, было уже поздно? Шломо уже, как говорится, — дров наломал? Ведь мог же как-то предупредить — пророка послать, через видения, сновидения показать бедняге, что тот заблуждается?
Яков Хаим
Шалом, уважаемый Яков Хаим!
Вы задаете очень интересный и глубокий вопрос, вряд ли я возьму на себя смелость полностью разрешить его. Но вот что можно заметить.
Всевышний, как правило, не вмешивается в то, что делают люди. Иначе не было бы никакой свободы выбора. Однако Он никогда не даст произойти тому, что произойти ни в коем случае не должно. И если какое-то событие произошло, значит, как бы оно ни было огорчительно для нас, у него есть какая-то роль в истории, через это и другие события Творец «реализует» Свой план.
Кроме того, такой человек, как царь Шломо, не мог допустить столь примитивную ошибку, здесь надо искать более глубокие объяснения. Неудивительно, что светские историки видят в этих браках лишь дипломатический ход. Однако мы понимаем, что автор Шир а-Ширим (Песни Песней) не мог бы позволить себе жениться из дипломатических соображений.
Я слышал объяснение, что царь Шломо собирался привести окончательное Избавление в мир, предварительно подчинив себе и той святости, в которой он пребывал в Иерусалиме, все духовные силы мира. Объединив представителей всех «конфессий» под своим началом, Шломо надеялся обратить их к пониманию Истины. Через них, царских дочерей и дочерей вельмож, он мог бы повлиять на все мировое сообщество, распространив знание о Б-ге. И тогда история пришла бы к своему завершению.
Но, к сожалению, задача оказалась непосильной даже для такого великого человека, как Шломо, так как он не учел, что влияние может быть обоюдным. В результате ему не удалось реализовать свой план, и Танах очень строго формулирует претензии Всевышнего к царю Шломо. Однако не в правилах Б-га «хватать за руку» человека до того, как он совершит свой, пусть ошибочный, поступок. Ведь тогда всю историю можно было «исправить» очень просто — не допустить, чтобы Первый человек, Адам, съел от запретного плода…
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Предопределение и свободная воля
Царь Соломон поклонялся идолам?
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Ашер Кушнир
Почему нельзя жениться «по любви, а не по национальности»?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Сайт evrey.com
Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли прямо у нас на глазах, и причины тому следует искать в невежестве, ассимиляции и смешанных браках…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его