Шалом. Почему нельзя отрезать кисти цицит ножом или ножницами? Если такое действие сделано по незнанию или ошибке, остается ли цицит кошерным? Как быть, если внезапно выяснилось, что одна из нитей стала короче, но неизвестно, когда и как это произошло? Заранее спасибо за ответ.
Большое спасибо за интересный вопрос. Мишна Брура (11:61) пишет, что когда человек отделяет нить необходимой длины для изготовления цицит, то сделать это он должен не ножом, а зубами.
Отрезать нить цицит ножом запрещено по той же причине, что и использование железа при создании и «эксплуатации» жертвенника в Храме. Сказано в Торе: «И устрой там жертвенник Г-споду, Б-гу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа» (Дварим 27:5). Мишна (Мидот 3:4) объясняет, что железо было создано для того, чтобы укорачивать жизнь человека. Поэтому не следует, чтобы железо касалось жертвенника, который создан, чтобы продлевать жизнь. Так же и цицит являются сгулой («средством») для долголетия, как сказано в Талмуде (трактат Шаббат 32 б): из-за невыполнения заповеди цицит дети человека могут умереть в раннем возрасте. Поэтому не следует использовать железо (нож, ножницы) для отрезания нитей цицит.
Итак, Мишна Брура пишет, что нить для цицит необходимо отделять зубами. Объясняет автор комментария Махацит а-Шекель (комментатор Маген Авраама, который приводит этот закон от имени а-Шло), что количество нитей цицит — 32 (4 кисти, 8 нитей на каждой кисти) — соответствует количеству зубов у человека — 32. Поэтому выполнение заповеди цицит является также сгулой от зубной боли. Если не получается откусить нить для цицит зубами, разрешено отрезать её пластмассовым ножом, стеклом или пережечь спичкой. Разрешено также использовать нож из другого металла, не железа, например, серебра или меди.
Необходимо отметить: мы говорили здесь только о том, каким образом нужно отделять нити для цицит, но не о кошерности самих цицит. Поэтому даже если нити цицит были отрезаны железным ножом, сами цицит являются кошерным по всем мнениям.
Перейдем к Вашему второму вопросу. Не во всех случаях, когда оборвалась нить цицит, сами цицит становятся некошерным. Приведем несколько основных составляющих данного закона:
1. Если на одной кисти цицит оборвалась одна из 8 нитей — цицит остаются кошерными по всем мнениям, даже если нить оторвалась полностью.
2. Если на одной кисти цицит оборвались 2 нити из 8, то если эти нити находятся с одной стороны и при завязывании цицит следили за тем, чтобы всегда 4 нити были с одной стороны и 4 нити с другой, то цицит остаются кошерными. Если эти 2 нити находятся с разных сторон, либо при завязывании цицит не следили, чтобы всегда 4 нити были с одной стороны и 4 нити с другой, то цицит становятся некошерными. Однако это лишь в том случае, когда нити оборвались полностью. Если же длина одной из нитей составляет 4 см., по мению Рава Хаима Ноэ, или 5 см., по мнению Хазон Иша, то цицит остаются кошерными.
3. Если оторвались 3 и более нитей из 8, то обычно цицит становятся некошерными. Однако если нет возможности достать другие цицит, необходимо спросить у раввина, что делать в конкретной ситуации.
4. Как было сказано выше, то, как именно оторвались нити цицит, не влияет на кошерность самих цицит.
5. Как только было обнаружено, что цицит стали некошерными, необходимо их снять.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Тхелет. В поисках утраченного
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Бенцион Зильбер
Необходимо в талите спать?
Рав Яков Шуб
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его