В Талмуде говорится, что тот, кому снится река, котёл или птица, может надеяться на мир.

Перед свадьбой многие мужчины, соблюдающие законы Торы, проходят цикл занятий по алахическим аспектам брака, однако лишь единицы получают четкое представление о том, как надо себя вести в браке и чего ожидать от него. Самое большее, что они выносят с этих занятий, это ряд возвышенных банальностей о том, как брак превращает юношу в «настоящего мужчину», как брак при правильном отношении к нему привносит в жизнь святость, как дом еврея превращается в оплот Торы и хеседа (доброты). Во всех этих общеизвестных истинах, к сожалению, пропущен самый важный фактор, обеспечивающий счастье в браке: чтобы все эти истины претворялись в жизнь, следует научиться ладить с супругой, а это невозможно без постоянного совершенствования характера.

Шалом Байт (мир в семье) имеет отношение к одной из сокровенных составляющих жизни человека. Ссоры между мужем и женой обычно происходят без свидетелей: стеснительность вынуждает их скрывать малейшие намеки на семейный разлад. Из-за этого супруги, столкнувшись с трудностями, испытывают чувство глубокой личной неудачи, что приводит к ощущению безнадежности и стыда и мешает искать помощи. Поэтому муж и жена чувствует огромное облегчение, когда обнаруживают, что их, казалось бы, личные проблемы распространены повсеместно, а ситуация, приводящая к разладу, достаточно типична. Чувство облегчения и осознание вновь обретенной перспективы стимулируют разрешение проблем.

В Талмуде говорится, что тот, кому снится река, котёл или птица, может надеяться на мир. Три эти символа мира представляют три возможных уровня добрых человеческих отношений. Кроме того, они описывают три стадии развития удачного брака, что служит хорошей основой идеям этой книги.

На простейшем уровне мир понимается как отсутствие конфликта. Такое положение возникает, когда два человека или две группы людей поддерживают контакты, призванные обслуживать лишь их частные интересы. Несмотря на то, что между ними существуют активные взаимоотношения, каждый член такого объединения остается отдельной и самостоятельной единицей. Символом такого мира является река. Река — классический торговый путь между двумя городами. Она связывает два отдельных сообщества, объединяющихся лишь для достижения взаимной выгоды.

Мир второго, более высокого уровня образуется, когда два или несколько человек кооперируются для достижения общей цели, которую ни один из них не может достичь в одиночку. Рабочие разных специальностей строят небоскреб; корпорации образуют монополии для повышения собственной конкурентоспособности; нации заключают оборонные пакты. В этих примерах ни один из участников не в состоянии самостоятельно достичь желаемого: только объединенные усилия приводят к успеху. Но это не просто сосуществование. Такое сообщество достигает цели только с помощью взаимоотношений динамичного мира.

Символом таких взаимоотношении является котел. В котле варят пищу, используя равным образом свойства как воды, так и огня. Одна вода лишь намочит и испортит продукты. Огонь их сожжет. Но, нагреваясь в котле под действием огня, вода закипает, и создается благоприятная среда для приготовления еды. Таким образом, котел делает возможным продуктивный мир между водой и огнем.

Птица символизирует третий и самый высокий уровень согласия. Она обладает двумя почти несовместимыми способностями: жить на земле и в то же время — летать в небе. Эти способности являются взаимозависимыми элементами единого организма, существующего в двух сферах: способ передвижения птицы по земле зависит от того, как она летает, и наоборот. Рожденная для полета и неразрывно связанная с землей, птица олицетворяет собой мир, в котором два естества, две сущности слились в одно целое. Две составляющие такого мира не просто работают вместе, но создают новую общность. Например, пятьдесят американских штатов не являются обособленными обществами: их индивидуальные качества растворены в едином целом, которое они составляют и которому принадлежат.

Так и брак, отражая степень взаимопроникновения личностей мужа и жены, может реализовываться на каждом из трех этих уровней.

Простейший уровень брака это мир реки. Каждый член супружеской пары готов честно выполнять свои обязанности и обязательства перед другой стороной, но тем не менее супруги живут отдельной жизнью. Партнеры научились избегать разногласий, но, хотя они не ссорятся, эмоциональная их привязанность друг к другу незначительна.

Второй уровень, мир котла, можно наблюдать в семьях, ставящих перед собой цели, которых не может добиться каждый из партнеров в отдельности. Объединяя усилия для достижения этих целей, супруги осознают, что не могли бы выполнить свои обязательства без вклада другого, и между ними начинает формироваться эмоциональная связь, базирующаяся на взаимной зависимости. В отличие от мира первого уровня, этот мир становится взаимопроникающим.

Сама природа супружеской жизни ведет к этому типу мира. Ни один партнер не может быть одновременно кормильцем и управлять домашним хозяйством; ни один не может быть одновременно отцом и матерью: любой человек нуждается в партнере для создания полноценного домашнего уклада. Ведение хозяйства и воспитание детей создают взаимную зависимость — и связь — между мужем и женой. Однако эмоции, связывающие их на этом этапе, относятся к типу, описанному в Мишне Авот: «любовь, зависящая от конкретного предмета». Для большинства людей брак является утилитарным способом достижения своих целей. Когда цель достигнута, ничто уже не связывает людей.

Хорошо известны разводы по причине «пустого гнезда» среди пар среднего возраста. Они случаются в семьях, которые так и не пошли в своих отношениях дальше стадии типа котла. В период жизни, когда физическое влечение ослабевает, когда дети выросли и покинули дом, особенно когда жене уже не требуется поддержка мужа, супруги лишаются причин оставаться вместе. Их взаимные цели исчезли. Приведенная ранее цитата из Мишны Авот выражает эту мысль так: «Когда исчезает конкретная причина, уходит и любовь».

Третий и самый высокий уровень мира в семье — это мир полного взаимопроникновения. Такой мир порождается глубоким чувством тождественности, ощущаемым каждым супругом. Взаимоотношения стали настолько жизненно важными и значимыми, что ни один из них не мыслит себя отдельным существом. Между ними возникла эмоциональная связь, которая превосходит ощущение зависимости или осознание получаемой выгоды. Каждый чувствует нужды другого так же чутко, как свои собственные. Каждый так же счастлив дать что-либо другому, как и получить. Нет самостоятельного ощущения «я», есть только «мы». Так рождается самоотверженная любовь, которую не объяснить никакими резонами.

Эту стадию брака пророк Малахи описал такими словами: «Ибо она твой товарищ и жена твоего завета».3

Замечательное, совершенное описание высшего уровня согласия, ибо на иврите брит (завет) происходит от слова брия (создание). Два члена такого завета стали частью нового создания, новой сущности, поэтому их союз обладает предельным совершенством. Это и есть мир птицы, сумма частей которого равняется единице.

Как же достичь этой высшей стадии в семейной жизни? Ответ заключается в том, что мир птицы зависит от мира котла, а мир котла зависит от мира реки. Только если люди научились ладить на элементарном человеческом уровне (мир реки), они смогут жить и работать рядом друг с другом. Лишь в результате успешных совместных усилий, направленных на создание семьи (мир котла), возникает взаимное доверие, и супруги становятся полностью тождественны друг другу, составляя неразрывное целое (мир птицы). Таково значение «загадочной» фразы наших мудрецов, что тот, кто видит в своем доме реку, котел и птицу, достигает полного и абсолютного успеха в браке.

Большинство браков спотыкается на самом первом уровне — мире реки: супругов никогда не учили обходиться друг с другом почтительно и бережно, без раздражения и гнева. Вот почему большая часть данной книги посвящена овладению именно этим уровнем взаимоотношений. В соответствующих разделах рассмотрены вопросы: что такое брак с позиций Торы и каковы обязанности сторон в нем, как супруги должны относиться друг к другу, как научиться понимать потребности женщины, как контролировать свой гнев. Решение этих проблем будет залогом возникновения прочной взаимосвязи, основанной на любви и дружной плодотворной деятельности во имя общих целей. Только таким образом можно подготовить почву для достижения высшего уровня супружеских отношений: «Ибо она твой товарищ и жена твоего завета».

Примечания к главе 1

1. Брахот 56б. Некоторые идеи основаны на комментариях Виленского Гаона в Беурей Агра Лаагадот, Брахот.

2. Авот 5:16.

3. Малахи 2:14.

печатается с разрешения издательства Швут Ами