Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний помогает делать то, что нельзя?

Темы: Рав Реувен Куклин, Свобода выбора, Грех, Билам

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос. Вс-ий помогает людям, когда они делают что-то хорошее и правильное. Но почему когда люди делают что-то плохое, то, что делать нельзя, то Вс-ий тоже помогает, как будто сопутствует им? Юлия

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Юлия!

Сказали мудрецы (трактат Шабат 104а): «Тому, кто хочет духовно очиститься, помогают (с Небес). Тому, кто хочет духовно оскверниться (совершить грех), предоставляют (Небеса) такую возможность». Всевышний открывает перед человеком возможность греха, чтобы дать ему свободу выбора.

Еще сказали мудрецы (трактат Макот 10 б): «По пути, которым желает человек идти (хорошему, либо дурному), ведёт его Б-г». Этот вывод был основан на истории Билама: вначале Б-г запретил ему идти к Балаку, чтобы проклясть еврейский народ, как сказано (Бэмидбар 22, 12): «И сказал Б-г Биламу: не иди с ними, не проклинай народа того, потому что он благословен». Но после того как Билам, несмотря на предостережение, захотел идти, Г-сподь сказал ему (Бэмидбар 22, 20): «…встань, пойди с ними».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Зачем нужен Сатан?

Материалы по теме

С какого возраста человек считается грешным?

Рав Овадья Климовский

Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Доказательство истинности Торы

Рав Реувен Куклин

Моше бен Амрам. Детство во дворце фараона

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше